Государственный музей-усадьба «Архангельское» - Официальный сайт
Онлайн выставка "Музей в годы войны"
«ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ И ЗАЩИЩАТЬ» Музей-усадьба «Архангельское» в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Комиссией в составе руководства санатория и директора музея И.М. Починовского был составлен Акт о переносе особо ценных экспонатов музея в более безопасное место
В то же время, как отголоски мирной жизни, в музей возвращались картины после проведения реставрационных работ художником Александром Дмитриевичем Кориным (1895-1986).
В целях сохранения декораций Пьетро Гонзаги необходимо было изготовить крепкие валы «без прогиба и накатать на них декорации с бумажной прокладкой» и вынести их из театра в каретный сарай
Первые бомбы на территорию Архангельского были сброшены фашистскими самолетами в ночь с 5-го на 6-е августа 1941 года – около 300 штук, что привело к пожарам в различных служебных и жилых зданиях.
Следствием этого стала отправка на временное хранение картин в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Третьяковскую галерею.
Осенью 1941 года санаторий и музей начали готовиться к эвакуации, упаковывая картины для отправки в уральский поселок Верх-Нейвинск (ныне – г. Новоуральск) Свердловской области
Декорации в числе особо ценных музейных предметов были направлены на период эвакуации в Верх-Нейвинск.
С начала подготовки к эвакуации были проведены некоторые сокращения сотрудников как в музее, так и в садово-парковом хозяйстве «Архангельского». Но с 15 ноября 1941 года бывший директором музея с 1927 по 1936 годы Алексей Александрович Найдышев, несмотря на ухудшившееся в 1939 году состояние здоровья, был вновь зачислен на службу в музей сторожем-смотрителем для сохранения оставшихся в Архангельском после отправки в эвакуацию музейных экспонатов.
Работу по сохранению архитектурных памятников на территории Архангельского осложняло размещение с января 1942 года на втором этаже дворца 1-го отделения санатория на 100 коек. А в корпусах над Москвой рекой с января по сентябрь 1942 года располагался военный госпиталь № 1910.
Из приказа от 23 октября 1941 № 349 известно, что первый эшелон с имуществом санатория «прибыл в новый пункт расквартирования на ст[анции] Верх-Нейвинск, железная дорога имени Когановича (Свердловская область)». Основной причиной размещения в этом поселке санатория «Архангельское» было наличие строений дома отдыха для работников Свердловской железной дороги, а также зданий ведомственного санатория «Уральский машиностроитель» Уралмашзавода. В нем и был размещен эвакуированный из Архангельского военный санаторий.
Несмотря на тяжелые военные условия, была отремонтирована принадлежавшая музею мебель. Декорации кисти П. Гонзаги, размещенные вначале в сарае у конюшни, были перенесены в здание музыкальной школы к остальным музейным экспонатам (Приказ по санаторию от 25 февраля 1943 № 56)
В труднейших условиях эвакуации коллекции музея были сохранены почти полностью: при перевозке пострадали только некоторые хрупкие экспонаты – фарфор, стекло, от сырости были частично повреждены декорации Гонзаги.
Директор музея И.М. Починовский с 1 января 1942 года был переведен на должность заведующего хозяйством музея. В приказе от 15 июня 1943 за № 178 последовало распоряжение о том, что «дела по музею передать т.Починовскому, которого утверждаю своим помощником по музею и уполномачиваю его вести все вопросы на месте, связанные по сохранению музея. Начальник Санатория Полковник медслужбы Ашмарин». Именно Ивану Михайловичу Починовскому (1885-1954) всецело принадлежит заслуга в сохранении музейных экспонатов.
Дети сотрудников санатория, которые в свое свободное время приходили к директору музея помочь принести дрова для обогрева помещения с коллекциями, помнят, что он, в благодарность за их участие, часто рассказывал историю усадьбы Архангельское, мысленно водил детей по залам дворца. В такие минуты забывалась война.
6 мая 1943 года Верх-Нейвинское отделение Центрального Санатория Красной Армии «Архангельское» было свернуто и убывало эшелоном в Архангельское. Экспонаты музея решено было оставить на Урале до окончания войны. Музей возвратится в Архангельское в февраля 1944 года.
«…Все музейное имущество было освобождено от упаковки… Но и в этих условиях возможно было значительную часть… освободить от пыли, загрязнений и просушить. Там же мною были произведены проверка и учет … на 90%, составлена опись… с учетом повреждений… В этом же эвакуационном году побывали побывали у нас в В[ерх]-Нейвинске научные сотрудники Гос[ударственного] Эрмитажа,командированные Центр[альным] Музейным органом». Они в это время находились в Новосибирске.
Сразу по возвращении началась работа по проверке сохранности музейных предметов для планирования реставрационных работ. Приказами руководства санаторием в октябре 1944 года были приняты на временную работу реставратор музейных тканей Молдаванова Е.Ф. и Кузнецов М.Г. для приведения в порядок музейной мебели. Подготовкой картин к экспозиции занимался художник-реставратор, представитель «Комитета по делам Искусств» Александр Дмитриевич Корин.
На фотографиях зафиксирован дворец в момент очистки фасада от маскировочной покраски. Началась работа по подготовке экспозиции, ремонту залов во дворце и открытию их для посетителей В первую очередь были отреставрированы предметы, которые должны были занять свои прежние места в залах музея. 5 ноября 1944 года состоялось открытие музея для посетителей. И.М. Починовский вспоминал, как «не функционируя ещё нормально Музей тем не менее, и в этот период допускал посетителей (отдыхающих Санатория). Мне приходилось принимать в это время группы ученых, которые вырывались на самолетах из блокадного Ленинграда…в главном зале Ротонда мною была устроена выставка редких книг б-ки и проведена с ними на эту тему беседа. Так как залы Музея ещё были закрыты, то в вестибюле Музея и Столовой устраивались на отдельные темы экспозиции книжного собрания».