Музейный календарь

9 июня

С именем Петра Великого, родившегося в Москве 30 мая [9 июня] 1672 года, связаны такие масштабные изменения в культурном укладе России и особенно придворной аристократии, такое значительное и неожиданное укрепление внешнеполитического положения России, что уже многие современники, в том числе иностранные, испытывали сильный интерес к Петру не только как к правителю, но и как к человеку, оказывавшему непосредственное и заметное влияние на ход истории. Этот интерес нашел яркое выражение в иконографической традиции. Многочисленные живописные, гравированные и скульптурные портреты великого реформатора, создававшиеся при его жизни и продолжавшие появляться после его смерти – свидетельство и громадного уважения, и желания запечатлеть немногими доступными тогда способами облик великого человека, и непрекращавшихся попыток разгадать загадку его личности.
В Музее-усадьбе Архангельское хранится барельеф с погрудным изображением Петра I в доспехах римского императора с двуглавым орлом на груди, лавровом венке вправо. По кругу надпись: «ПЕТРЪ ВЕЛИКИ IМПЕРАТОРЪ ИСАМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСИСКИ»
Любопытен материал, из которого изготовлен портрет самодержца, - панцирь Логгерхедской морской черепахи (Caretta caretta). Его ценили за красоту, размер, цвет-густой темно-коричневый оттенок с переливами бурых пятен, а также за особую податливость при производстве. Для того, чтобы роговая поверхность панциря смягчилось, использовали кипяток, где роговые пластины смягчались и легко переносили тиснение и изменение формы. Резьбу по панцирю черепахи делали лишь на отшлифованной поверхности. Как и при обработке дерева или кости, использовали пилы разных размеров, стамески, резцы, сверла и другие инструменты. Панцирь обильно смачивали водой, чтобы от нагревания не изменялась форма предмета. На поверхность наносили гравировку, резьбу, инкрустацию перламутром и металлом.
Особенно популярны изделия из этого материала стали в XIX веке. Мастера стали делать гребни, драгоценные гарнитуры, шкатулки, записные книжки, чернильные приборы, веера и кошельки.
По учетным документам данный предмет датируется первой половиной XIX века в «Описи Архангельскому большому дому, флигелям и кладовой …Учинена Сентября дня 1850 г.» числится в комнатах на Антресолях и описан следующим образом: «Портрет Петра I черепаховой в круглой точеной рамке».
На фоне живописных и скульптурных портретов императора, представленных в парадных залах дворца, черепаховый барельеф, находившийся в приватных комнатах антресолей, может быть сочтен необязательной безделушкой. Но скорее его следует рассматривать иначе -- как подтверждение постоянной памяти о монархе, при котором князья Юсуповы вошли в круг высшей российской знати.