9 декабря

И.И. Винкельман и памятники античной глиптики

9 декабря отмечается день рождения немецкого историка искусства, основоположника современного искусствознания Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768). На протяжении всей своей жизни ученый исследовал многочисленные накопленные к тому времени произведения античного искусства из частных и музейных коллекций разных стран. Особую группу среди них составляли геммы - памятники древней глиптики - драгоценные или полудрагоценные камни с углубленным (инталии) или рельефным (камеи) изображением.

В отличие от большинства предметов, сохранившихся лишь в римских копиях, геммы являлись подлинными образцами греческого искусства. Изучая и анализируя их наряду с другими произведениями, Винкельман смог установить те этапы в развитии античного искусства, которые способствовали становлению его уникального исследовательского метода и легли в основу его концепции истории искусства. При этом сами резные камни он описывает как произведения искусства, уточняя их атрибуцию, отмечая мастерство обработки и художественную ценность.

В библиотеке князя Николая Борисовича Юсупова сочинения И.И. Винкельмана были представлены в переводах на французский и итальянский языки. Основополагающий труд «История искусства древности» имелся в нескольких изданиях. К настоящему времени в музее-усадьбе Архангельское сохранился трехтомник («Storia delle arti del disegno presso gli antichi...»), изданный в Риме в 1783-1784 гг. итальянским археологом аббатом Карло Феа, который не только перевел «Историю» Винкельмана, но и составил к ней обстоятельный комментарий, содержащий множество фактических справок, пояснений и уточнений.

Особый интерес в отношении интерпретации античного материала представляет богато иллюстрированное двухтомное сочинение И.И. Винкельмана «Неизвестные древние памятники» («Monumenti antichi inediti spiecati ed illustrati...»), вышедшее в свет в Риме в 1767 г. на итальянском языке. В нем содержится обзор произведений античного искусства, находившихся в римских собраниям и никогда ранее не публиковавшихся. В конце первого тома представлено 208 оттисков гравюр на меди, из которых 53 посвящены памятникам глиптики. Гравированные изображения резных камней не просто иллюстрируют, но и в значительной степени дополняют рассуждения автора о периодах развития античного искусства.

 IMG_20201209_200510_555.jpg  IMG_20201209_200511_976.jpg

Памятники глиптики, по мнению немецкого ученого, являлись прекрасными образцами «для воспитания способности воспринимать прекрасное в искусстве». Для этого могли служить не только оригиналы, но и подборки слепков с гемм, так называемые дактилиотеки. Одной из самых известных была коллекция, созданная дрезденским мастером Ф.Д. Липпертом (1702–1785), экземпляр которой хранился в библиотеке усадьбы Архангельское. Она состояла более чем из 3000 гипсовых оттисков с античных образцов и представляла собой иллюстрированную энциклопедию по истории, культуре и искусству Древней Греции и Рима в резных камнях.

Е.В. Соколова, научный сотрудник ГМУ «Архангельское».