Музейный календарь

24 июля

18 (28) июля - 327 лет со дня рождения Б.Г. Юсупова

Император Петр Первый и гардемарин Борис Юсупов

В усадьбе Архангельское основная часть уникальной библиотеки, составлявшей более 25 000 томов, была приобретена образованным вельможей Николаем Борисовичем Юсуповым (1751-1831). Однако, в собрании хранятся рукописи и книги, принадлежащие его родителям, а также его наследникам.

Сегодня обратимся к рукописи, написанной отцом князя Борисом Григорьевичем Юсуповым (1695-1759). Рукопись имеет название «Traité de la navigation fait à Toullon le 1 janvier 1720», означающее в переводе «Трактат по навигации, выполненный в Тулоне 1 января 1720 года» (РК инв. № 14258). Труд сей представляет конспекты лекций на французском языке с различными заданиями, задачами и их решениями. Листовой блок рукописи с записями чернилами заключен в белый пергаментный переплет. На верхней крышке переплета имеется владельческая надпись: «Baris Yousoupoff». На форзаце написано заглавие, на нахзаце чернилами и карандашом произведены некоторые подсчеты и зарисовки. В качестве примера приведем один расчет изменения солнечной амплитуды по наблюдаемым показателям: «Подлинная орбитальная Амплитуда актива* Солнца по отношению к Северу равна 25˚ 20`, наблюдаемая – 10˚ 20`. Вычислить разницу. YE – подлинная Амплитуда актива Солнца к северу 25.20 YL – наблюдаемая Амплитуда также к северу 10˚.20`. EL равно RN. Изменение к северу неотрицательное - 10˚ 0`. Так как обе Амплитуды к северу – орбитальные, и подлинная Амплитуда больше, чем наблюдаемая в данном случае, изменение имеет неотрицательное значение. *Амплитуда в астрономии – азимут точки восхода или захода какой-либо звезды по отношению к точке востока или запада» (Л. 15 об. ст., Л. 16 - пер. с фр. И.В. Никифоровой).

14 (25) января 1701 года был издан царский указ и открыта Школа математических и навигацких наук – первое учебное заведение, готовящее специалистов для армии и флота. В 1715 году в Санкт-Петербурге открылась Морская академия. Старшие классы из Школы математических и навигацких наук перевели под ее начало. В 1716 году установили воинское звание «гардемарин», что в переводе с французского языка означало «морской гвардеец» или «страж моря», звание считалось переходным от ученика академии к чину мичмана.

В 1717 году Борис Юсупов по воле Петра I в числе других выбранных юношей из наиболее видных аристократических семей России отправился во Францию в училище гардемаринов в Тулоне, где пробыл несколько лет. Там он обучался артиллерийскому и инженерному искусству, знакомился с законами об обязанностях, преступлениях и наказаниях воинских чинов, разными воинскими уставами, посещал уроки боев на шпагах и занятия танцами. Вернувшись в Россию, князь стал одним из сподвижников Петра I, принял активное участие в проводимых реформах.

Карьера Б.Г. Юсупова была головокружительной: действительный камергер, сенатор, действительный тайный советник, московский губернатор, президент Коммерц-коллегии, директор Ладожского канала, генерал-губернатор Санкт-Петербурга, последние девять лет своей жизни - директор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. На каждой порученной ему службе князь старался провести важные преобразования и внести улучшения. В 1751 году он был пожалован орденом Святого Андрея Первозванного. Владея с 1754 года крупнейшей суконной фабрикой в селе Ряшки, он снабжал своим качественным сукном почти всю русскую армию. В 1759 году князь подал в отставку по болезни и через одиннадцать дней скончался.

Будучи в должности директора Сухопутного шляхетского корпуса Борис Григорьевич был очень популярен среди кадетов, считавших его более другом, чем наставником. Вполне возможно, что в каждом ученике князь мог видеть себя в молодости, целеустремленного и только начинающего свой жизненный путь юношу. У Петра I было особое чутье на талантливых и исполнительных людей. Сподвижники помогали императору внедрять новые изменения и сами становились величайшими государственными деятелями. Все листы упоминаемого рукописного трактата по мореплаванию заполнены ровным аккуратным почерком, а чертежи сделаны четко и без помарок. Данная учебная работа русского гардемарина является свидетельством того, что все великое начинается с малого, но и малое дело должно быть прекрасно исполнено.

    Публикация подготовлена Н.И. Дозоровой.

    Фотографии выполнены Е.В. Соловьевой.