22 июня
 

22 июня

   Мир русской дворянки XIX века, как внутренний, духовный, так и внешний, материальный, отличался многогранностью и изысканностью. Альманах «Новая библиотека для дам», напечатанный на французском языке в Санкт-Петербургской типографии немецкого издателя Александра Плюшара в 1815-1817 годах, прекрасно раскрывает круг интересов образованной женщины (Nouvelle Bibliothèque des Dames, ou recueil en prose et en vers Des plus Beaux Morceaux de Litterature, Réflexions morales, Biographies modernes, Caractères célèbre, Pieces historiques, Contes, Anecdotes, Poésies fugitives, Bons-mots, Saillies, Enigmes, Charades etc., etc. - St.-Pétersbourg et Brunswick: chez Alexandre Pluchart, imp. - libraire, 1815–1817 // РК инв. №№ 15048-15055). В настоящее время восемь томов названного сборника хранятся в фонде редких книг Государственного музея-усадьбы «Архангельское». Ранее книги принадлежали семье князей Голицыных, поступили в музей из Никольского-Урюпина.

   Это самая большая в количественном отношении подборка указанного издания в России, так как в главных библиотеках страны, в частности – Российской Государственной библиотеке, Российской Национальной библиотеке, Российской Государственной библиотеке искусств, имеются только некоторые единичные экземпляры. Ежегодно выходило 4 номера, по одному каждые 3 месяца, на некоторых титульных листах имеются обозначения месяцев. Соответственно, издание можно считать одним из первых женских журналов, напечатанных в России.

   В одном из томов этого сборника помещена статья «Революции в модах», где подробно рассматриваются и критикуются автором взгляды его современников на одежду, обстановку в гостиных залах, личных библиотеках, спальных комнатах и других жилых помещениях: «… Рабское подражание всегда есть знак посредственности. Чем более это соображение справедливо, тем менее мы должны удивляться порочному кругу и тому, что творится в нравах Франции в течение последних лет. После того, как мы один за другим перерядились в египетские, греческие, римские, азиатские наряды, теперь пёстро раскрашиваемся цветами рыцарства. Ещё недавно мы только хотели античности, а теперь нам нужно готики, но являемся ли мы по характеру более настоящими рыцарями, чем были римлянами прежде? ... Представьте себе образ человека в колпаке из хлопка, с кисточкой, в индийской рубахе, в спальне, меблированной в совершенно греческом стиле, с барельефом, изображающим любовные приключения Алкибиада, и кроватью на возвышении, покрытую тенью муслиновой завесы, поддерживаемую лебедями и амурами …Я смеюсь до сих пор…» (РК инв. № 15054. C. 135-136).

   Тем не менее, Париж на протяжении нескольких веков являлся и продолжает оставаться столицей моды. Французское слово «Lа mode» означает моду не только в одежде, но и в культуре в целом. Неудивительно, что в данном издании удачно соседствуют художественная литература и размышления о нравственности, характеристики современников и сочинения по истории, поэзия, анекдоты, остроты и шарады. Из занимательных рассказов можно узнать о разных вещах, например, о характере наций:

       «Англичане, нация слишком гордая,

       Присваивают себе господство над морями;

       Французы, нация лёгкая,

       Владеют тем же в воздухе»

Причём, перед стихами даётся объяснение, что родилось это четверостишие, приписываемое королю, в 1783 году, когда Монгольфье сделали свой первый аэростатический опыт (РК инв. № 15054. С. 216).

   На страницах «Новой библиотеки для дам» представлены описания женских нарядов параллельно на французском и немецком языках. Каждый номер украшен цветными литографиями с изображениями фасонов парижских, английских и немецких дамских платьев, шляпок и обуви. Особое внимание уделено шляпкам, по-видимому, именно этой части гардероба отводили важную роль создатели женского образа. Читать про все эти дамские «хитрости" из бархата, плюша и шёлка, с бантами, воланами, петлицами, перламутровыми застёжками, пунцовыми и жёлтыми каёмками на белом крепе, каймами из белого атласа, перьями марабу и «медвежьими ушками» не менее увлекательно, чем рассматривать сами картинки.

   С XVIII века российское общество преклонялось перед всем французским. Даже отечественная война 1812 года не внесла кардинальных изменений. Французская культура продолжала притягивать к себе русскую образованную публику. В конце XIX века количество выпускаемых журналов в Париже выросло в 5 раз. Подсчитано, что в среднем один француз в это время выписывал до 2-х журналов в год. Иллюстрированные журналы имели преданных читателей и читательниц, как во Франции, так и за её пределами, в России.

   В верхнем зале Колоннады Государственного музея-усадьбы «Архангельское» на выставке «Дамские безделушки» сегодня можно увидеть не только вышеназванную подборку «Новой библиотеки для дам», но и много других замечательных предметов. Выставка скоро закрывается. Спешите посетить и почувствовать дух ушедшей в прошлое замечательной эпохи.                                 

Публикация подготовлена Н.И. Дозоровой.

Фотографии выполнены Б.Н. Кондраковым.