Музейный календарь

2 ноября

Анималистический жанр в глиптике

Анималистика – это жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные. Сложению жанра предшествовала долгая традиция изучения и изображения зверей и птиц. Его истоки можно найти в глубокой древности в наскальных рисунках с видами сцен охоты и жертвоприношений, созданных неизвестными художниками каменного века. Во многих странах животное считалось священных объектом, которому поклонялись. Богов изображали с головами зверей и птиц, что выражало идею единства природы.

С течением времени у разных народов изображения животных могли приобретать разную художественную выразительность и достоверность. «Звериному стилю» древности характерна орнаментальность и стилизованность. В античные времена животные воспринимаются как одно из явлений природы, изучаются их жизнь, повадки и среда обитания. Изображения отличаются убедительностью и правдивостью. В средние века распространение получают аллегорические и символические образы. В эпоху Возрождения начинают создавать изображения с натуры. В новое время наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью животных появляется стремление к точности, научной достоверности их образа.

В анималистике животных представляют всегда крупным планом, уделяя особое внимание художественно-образной характеристике зверей и птиц. Анималистический жанр пользовался популярностью в разных видах искусства, прежде всего в живописи, скульптуре, графике. К нему часто обращались мастера глиптики, искусства резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях - геммах, создавая прекрасные миниатюрные произведения: инталии с углубленным рельефом или барельефные камеи.

Зародившись в недрах древневосточных цивилизаций, своего художественного совершенства глиптика достигла во времена античности. Несмотря на небольшие размеры, изображения на геммах выполнены с высочайшим мастерством и отличаются повышенным вниманием к мелочам и деталям. Среди анималистических сюжетов излюбленными были изображения быков, коров, львов, тигров, пантер, различных птиц, рыб, а также сцены терзания животных хищниками или ритуальные жертвоприношения. Резчики часто создавали образы фантастических существ, связанных с древней мифологией: сфинксов, химер, грифонов и других чудовищ.

 5 ARH_Animal_05.jpg  4 ARH_Animal_04.jpg
Мастерская Тасси. Слепок с геммы.
Беллерофонт на Пегасе сражается с Химерой.
Англия, конец  XVIII – начало XIX века. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. 33х28 мм
Неизвестный мастер. Слепок с геммы.
Волк, терзающий вепря.
Конец XVIII – первая треть XIX века. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. 34х43 мм.


В эпоху Возрождения и в XVIII столетии глиптика переживала периоды нового подъема, связанного с обращением к классическим идеалам. Вновь появляется научный интерес к животным, существовавший в античности. Резчики нового времени не только копировали сюжеты мастеров древности, но и создавали новые композиции, часто опираясь на творчество современных им художников и графиков. Изображения животных отличаются безупречным с научной точки зрения натурализмом и достоверностью.

Одним из самых популярных объектов глиптики, как в античности, так и в новое время была лошадь. Её образ неразрывно связан с человеком во всей его мирной и военной истории, в труде и на отдыхе. Лошадьми наполнены античные мифы и христианские легенды. Её изображения включались в мифологические, жанровые и батальные сцены.

3 ARH_Animal_06.jpg 2 ARH_Animal_03.jpg
Мастерская Тасси. Слепок с геммы.
Лошадь и лев. 

Англия, конец  XVIII – первая треть XIX века. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. 33х43 мм

Неизвестный мастер. Слепок с геммы.
Разъяренный бык. Конец XVIII – первая треть XIX века. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. 28х37 мм

Множество ярких образов лошадей, нашедших свое отражение в глиптике, можно увидеть на выставке «Искусство в движении. Каретная галерея князей Юсуповых» в Западном флигеле Дворца. На ней представлены планшеты со слепками с резных камней - гемм из коллекции князя Николая Борисовича Юсупова. Изображения иллюстрируют представления людей об этом благородном и прекрасном животном, верном спутнике человека.

Е.В. Соколова, научный сотрудник ГМУ «Архангельское».