15 декабря

Чайный напиток впервые упоминается в китайских рукописях III века до н.э. В XVII веке спрос на чай появился в Европе и России, куда он впервые был привезён в 1638 году царю Михаилу Фёдоровичу Романову от правителя монгольского государства.

Лучшей посудой для чаепития была фарфоровая, рецепт которой строжайше хранили мастера Китая и Японии. В Европу чай и фарфор доставляли ост-индские компании, державшие очень высокие цены на привозимые товары. «Белым золотом» называли китайский фарфор европейцы и стремились разгадать рецепт его изготовления.

В 1710 году в Саксонии начало работать первое в Европе предприятие по изготовлению твердого фарфора – Королевская Саксонская фарфоровая мануфактура, организованная в замке Альбрехтсбург города Мейсен (Майсен).

Формы и роспись мейсенского фарфора испытали сильнейшее влияние китайской и японской традиций. Одним из наиболее значимых стало подражание японскому фарфору в стиле какиэмон - белому фарфору, расписанному полихромными эмалями в характерной для Японии традиции эстетического восприятия свободного пространства. Именно на Мейсенской мануфактуре стиль какиэмон виртуозно копировали, творчески его переосмысливая. Способствовало этому и наличие у владельца мануфактуры, саксонского курфюрста Августа Сильного, богатого собрания дальневосточного фарфора.

1730-е годы стали временем расцвета мейсенского фарфора. Мануфактура начала выпускать предметы с цветным крытьём, гармонировавшим с нежной красочной палитрой росписи какиэмон, которую размещали в оставленных белыми фигурных резервах. Сюжеты копировали из японских «стандартных образцов». Одним из самых популярных стал декор с перепёлками. На ранних японских образцах были изображены две перепелки на фоне колосьев с цветами, клюющие просо. В поздних вариантах вместо побегов проса возник куст цветущей сакуры, а одна из перепелок была окрашена в синий цвет. Считается, что такой вариант росписи появился в Японии в 1720-х годах, а затем был позаимствован европейцами.

Чайно-кофейный сервиз работы Королевской Саксонской мануфактуры, украшенный в стиле какиэмон росписью с перепёлками, был приобретён в 1730-х годах князем Борисом Григорьевичем Юсуповым (1695-1759).

В состав сервиза входит 11 предметов: чайница, чайник, сахарница, кофейник и четыре чайные пары (одна чашка утрачена). Поверхность предметов декорирована сиреневато-серым крытьём, на фоне которого выделяются фигурные резервы, оставленные белыми. В резервах размещена роспись в виде цветущего куста и двух перепёлок – красной и серой. На крытьё также нанесена полихромная роспись в стиле какиэмон в виде причудливо изогнутых цветущих побегов.

В описях посуды XIX века сервиз назван «дежоне дикое расписанное цветами». Дежене (от фр. Déjeuner - завтрак) – сервиз для завтрака. «Дикий» - старое славянское обозначение серого цвета и его оттенков.

Сервиз – яркое свидетельство популярности мейсенского фарфора, который приобретался князем наряду с изделиями китайских и японских мастерских, и чая, без которого немыслимо было начало нового дня.

Предметы представлены на выставке «Отражение изысканного вкуса. Фарфор из собрания князей Юсуповых», которая проходит в малом дворце «Каприз» в Архангельском.