Выставки вне музея

Выставка «Воспитание вкуса»

26.12.2024—23.02.2025

«Новосибирский государственный краеведческий музей»

Музей-заповедник «Архангельское» совместно с Новосибирским государственным краеведческим музеем представляют выставку, которая затрагивает такие проблемы, как собирательство, подражание, обучение, развитие эстетических направлений через границы между странами и сословиями, осмысление художниками и обществом достижений прошлого.

Тема «воспитания вкуса» дала возможность представить на равных произведения разных типов, стран происхождения, художественных направлений и уровня. В круг авторов вошли как знаменитые и хорошо известные художники (Джузеппе Валериани, Пьер Саломон Доманшен, Шарль Альфонс Дюфренуа), так и крепостные мастера и кадеты. Использование на выставке бытовых предметов призвано продемонстрировать масштаб и формы проникновения эстетических воззрений эпохи в повседневную жизнь. При этом преобладание экспонатов XVIII – первой трети XIX века позволяет лучше прочувствовать влияние художественной моды в период, когда складывались коллекции, составившие основу усадебного, а затем и музейного собрания.

Собирателем этих коллекций был князь Николай Борисович Юсупов (1751–1831) – дипломат, крупный чиновник, руководитель ряда государственных художественных производств, Эрмитажа, Императорских театров и Оружейной палаты, один из самых образованных российский вельмож своего времени, выдающийся коллекционер, лично знакомый с многими художниками, скульпторами и собирателями России и Европы. Князь превратил Архангельское в частный музеум, в котором собрания живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства и обширная библиотека были доступны обозрению образованной публики.

Один из разделов посвящен нидерландской живописи. Самые ранние приобретения князя Н.Б. Юсупова-старшего были сделаны в 1774–1777 годы, когда он обучался в Голландии в Лейденском университете, и потом пополнялась его потомками. Посетители смогут увидеть работы художника Адама дер Мейлена, работавшего при французском дворе Людовика XIV, а также Джоанны Вергоувен – одной из немногих женщин-живописцев, чьи картины воспринимались на равных с мастерами–мужчинами.

Особенное внимание уделено теме обучения. На выставке представлены несколько штудий много работавшего в Москве с князем Н.Б. Юсуповым французского художника Николя де Куртейля; примеры учебных рисунков и фортификационных чертежей, исполненных кадетами Сухопутного шляхетного кадетского корпуса в период, когда им руководил князь Б.Г. Юсупов, отец Николая Борисовича.

Пристальное внимание уделено книге и тиражной гравюре как основным инструментам распространения знаний в ту эпоху. Это музейные каталоги; учебная и познавательная литература. Именно книгой – путеводителями по странам Европы и путевыми записками – на выставке обозначена тема путешествий как необходимого этапа в образовании и воспитании просвещенного аристократа.

В одном из разделов посетители смогут увидеть не только образцы китайской и японской керамики, но и европейские изделия из фарфора и фаянса – подражания китайским образцам, примеры стиля «шинуазри» из собрания Государственного Музея-заповедника «Архангельское» и Новосибирского государственного краеведческого музея.

На выставке представлено порядка 100 предметов, преимущественно входивших в состав собрания князей Юсуповых: живопись, графика, скульптура, осветительные приборы, посуда, пушки, книги и др. Они удачно соединились с предметами мебели из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея и позволили составить интерьерный комплекс, отражающий вкусы своего времени.

Следует особо отметить, что современная коллекция Архангельского – это небольшая часть богатого юсуповского собрания, утратившего свою целостность после революции 1917 года. После национализации дворцов и имений многочисленные шедевры были переданы в Эрмитаж и в ГМИИ им. А.С. Пушкина, другие разошлись по музеям страны и галереям стран бывшего Советского Союза, местонахождение ряда картин до сих пор не установлено.
Часть произведений стали доступными для экспонирования за пределами Музея-заповедника ввиду того, что Дворец в настоящее время находится на реставрации, и посетители смогут увидеть дворцовые предметы за пределами привычных интерьеров. Ряд предметов экспонируются впервые.