Онлайн-выставка «Сочинений русских образцовое собрание…»
 

Выставки

Онлайн-выставка «Сочинений русских образцовое собрание…»

Онлайн-выставка «Сочинений русских образцовое собрание…»

12.12.2024

Онлайн

«Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?»

Песня. В.А. Жуковский.

Век XVIII в истории отечественной литературы принято считать временем становления российской словесности в широком смысле этого слова. Как известно, петровские реформы, особенно введённый в 1708 году гражданский шрифт, ускорили возникновfение новых типографий и создали условия для выхода в свет первых произведений светской литературы и первых периодических изданий. Первая половина XVIII века стала временем активного освоения представителями высшего сословия традиций европейской культуры. Во второй трети XVIII века достаточно популярными были имена таких крупных авторов как А.Д. Кантемир (1708–1744), В.К. Тредиаковский (1703–1769), М.В. Ломоносов (1711–1765), А.П. Сумароков (1717–1777), первых и главных представителей литературы эпохи классицизма. В поэзии весьма разнообразными становятся новые формы поэтических произведений, такие как оды, сатиры, элегии, идиллии, поэмы, а в драматургии преобладают трагедии и комедии. Нужно отметить, что с самого начала правления императрицы Екатерины II, наблюдается расцвет публицистики, а в художественных произведениях классицизм всё более приобретает гражданский характер. Это явно прослеживается в сочинениях Г.Р. Державина (1743–1816) и Д.И. Фонвизина (1744/45–1792). На рубеже веков благодаря творчеству И.И. Дмитриева (1760–1837), совершенно забытого ныне В.А. Лёвшина (1746–1826), И.А. Крылова (1769– 1844), Н.А. Карамзина (1766–1826) и особенно В.А. Жуковского (1783–1852) делаются первые шаги к сентиментализму.

Произведения большинства указанных авторов находятся в Государственном музее-заповеднике «Архангельское». Они попали в усадебную библиотеку ещё при жизни князя Н.Б. Юсупова (1751–1831). Основную часть книжного собрания, насчитывающего тогда более 20 000 томов, составляли западноевропейские издания XVI – XVIII веков преимущественно на французском языке. Русских книг было сравнительно немного, всего около 900 томов, 300 из них можно отнести к разряду художественных сочинений. Витиеватые выражения писателей того времени могут вызывать насмешки среди наших современников. К примеру, строка из перевода В.К. Тредиаковского знаменитого «бестселлера» французского писателя Франсуа Фенелона «Приключения Телемака», вышедшего в России в 1766 году, писалась так: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Смеяться над этим, наверное, не стоит, это всего лишь одна из ступеней в развитии русского литературного языка. Однако как «приятно уху» звучат слова посвящения к учебнику по «Русской грамматике» М.В. Ломоносова, учёного, художника, поэта, личности поистине энциклопедической, где он пишет о достоинствах российского языка: «… въ нёмъ великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверхъ того богатство и сильная въ изображенияхъ краткость греческого и латинского языка…»..

А.П. Сумароков, выпускник Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, стал создателем репертуара первого русского театра. Под его руководством появился любительский театр в этом военном учебном заведении. В отличие от Тредиаковского Сумароков уже в достаточной степени владел техникой стихосложения, использовал все известные в то время размеры. В качестве примера можно привести несколько строк из его эпистолы (послания) «О стихотворстве»:              

«… Всё хвально Драма ли, Еклога или Ода:

Слагай, къ чему тебя влечётъ твоя природа;

Лишь просвещение писатель дай уму:

Прекрасный нашъ языкъ способенъ ко всему».

Остановимся ещё на одном имени, вошедшем в историю русской литературы, – это М.М. Херасков (1733–1807), автор огромной по объёму эпической поэмы «Россияда», он учился в том же Сухопутном шляхетском корпусе. С 1756 года Херасков начал помещать свои труды в журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Выпуски журнала с 1755 по 1763 год хранятся в бывшем собрании князя, кроме того имеется отдельное издание стихотворной повести писателя «Царь, или спасённый Новгород».

Под руководством М.М. Хераскова начинал свою литературную деятельность И.Ф. Богданович (1743–1803), редактировавший различные журналы и написавший много поэм, драм, комедий, од, басен, исторических сочинений, стал очень популярным благодаря своей поэме «Душенька Древняя повесть в вольных стихах» (1775), выдержавшей 15 переизданий за несколько лет. Сюжет повести был заимствован у французского баснописца Лафонтена. Волшебные приключения Душеньки (в греческой мифологии Психеи, супруги бога любви Эрота) во дворце Амура, изложенные изящным литературным языком, привлекали читателей. Напомним, что в 1820-е годы в одном из залов дворца в Архангельском, так называемой Амуровой комнате, помещалась скульптурная группа «Амур и Психея» работы знаменитого итальянского мастера Антонио Кановы, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже.

Имя Г.Р. Державина, выдающегося поэта, государственного деятеля, яркого представителя русского классицизма, гремело по всей России. Он был автором знаменитой «Оды к Фелице», аллегорически прославлявшей достоинства и деяния Екатерины II. Ему принадлежит большое количество и других произведений. Державину удалось создать собственный стиль в лирической поэзии, в последние годы жизни он обратился к драматургии, написав несколько трагедий. В его гостиной собирались петербургские литераторы. Сам поэт нередко бывал в доме княгини Татьяны Васильевны Юсуповой (1769–1841), супруги владельца Архангельского, салон которой также посещали И.А. Крылов, В.А. Жуковский, а позднее и А.С. Пушкин.

Д.И. Фонвизин по праву считается создателем русской бытовой комедии. Будущий владелец знаменитой подмосковной усадьбы князь Н.Б. Юсупов с 1772 года служил в коллегии иностранных дел под непосредственным началом Фонвизина. В библиотеке сохранились посмертные издания этого знаменитого комедиографа. Для того чтобы правильно оценить значение творчества Фонвизина, достаточно сказать, что его комедии «Бригадир» и «Недоросль» и сегодня с успехом идут на сценах многих театров России.

К сожалению, мы не увидим в наше время постановку другой, не менее популярной среди современников Фонвизина, комедии «Ябеда», автором которой стал В.В. Капнист (1758–1823). В 1798 году эту комедию уже показывали на сцене, но после четвёртого представления по распоряжению Павла I её запретили. Правда, позднее в начале XIX века она была восстановлена. Это событие нашло отражение на страницах имеющегося в библиотеке журнала «Русский вестник» за 1808 год. Приведём отрывок из статьи: «…Раёкъ, партеръ и даже ложи (которые редко бываютъ заняты въ русскомъ представлении), всё было наполнено. Безъ сомнения зрители стекаются не только для забавы, но и для пользы. Всякое слово, изъявляющее гнусность неправоты, ябеды и пронырства приказного, сопровождалось рукоплесканиемъ. Хоръ, въ которомъ сочинитель говоритъ, что руки даны намъ природою для того, чтобы брать и брать, повторенъ былъ несколько разъ. Картина играющихъ и пьяныхъ служителей правосудия живо была представлена. Гражданский председатель, прокуроръ и прочие пили пуншъ, играли въ банкъ, въ пикетъ, въ рокамболь; къ счастью, напитокъ и игры не наши».

Особое место в литературе XVIII века занимают такие популярные жанры как сказки, анекдоты, любовные повествования и лирико-эпические песни, созданные под влиянием народных традиций. Одним из наиболее ранних изданий такого рода, оказавшихся в библиотеке, является сборник Кирши Данилова «Древние русские стихотворения». В сатирическом стиле стремился работать В.С. Березайский (1762–1821), педагог, литератор и переводчик. Он выпустил книгу «Анекдоты древних пошехонцев». Анекдотами в то время называли исторические очерки, приключенческие повести, сборники сказок. Свои «анекдоты» Березайский излагает «посылками», то есть письмами, от Словохота к Любоведу из г. Галич в г. Санкт-Петербург. В книге рассказывается о походе пошехонцев к воеводе Щуке с дарами; о ночи на постоялом дворе, когда пошехонцы «ноги свои перепутали»; о том, как пошехонцы решают «толокно в реке наболтать»; о средстве от блох, которое надо «блохе в глаз всыпать»; и много других забавных историй. В усадебном собрании находится первое прижизненное издание 1798 года этого почти нигде не упоминаемого автора.

Перу императрицы Екатерины II, помимо собрания пьес «Эрмитажный театр», принадлежит: «Начальное управление Олега» и «Сказка о Горебогатыре Косометовиче». Особый интерес даже у современного читателя может вызвать сборник «Вечерние часы или древние сказки славян древлянских» В.А. Лёвшина. Все перечисленные сочинения были напечатаны в столичных городах – Москве или Санкт-Петербурге. Из книг провинциальных типографий в собрании выявлены только две. Это поэма почти неизвестного нам С.С. Боброва (1763–1810) «Таврида, или мой летний день в Таврическом Херсонисе», вышедшая в Николаеве, в Черноморской Адмиралтейской типографии в 1798 году, и сборник «Лучшие часы жизни моей» М.А. Поспеловой (1780–1805), изданный во Владимирской типографии Губернского правления в 1798 году.

В числе сохранившихся в библиотеке книг забытых сегодня русских литераторов, можно назвать сочинения Ф.Я. Козельского (1734–1799), В.П. Петрова (1736–1799), Е.И. Кострова (1755–1796), В. Павлова (??–??), Г.И. Громова (1762/63–1830), П.И. Голенищев-Кутузова (1767–1829).

Русская литература XVIII века послужила основой необыкновенного взлёта российской словесности в будущем. XIX столетие отмечено удивительными по силе талантами – А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, А.И. Герцен, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой.

В «Новом собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах», вышедшем в 1821 году, у поэта А.Ф. Воейкова (1778/79–1839) есть замечательные строки, с которыми сложно не согласиться:

«…Цветами новыми одевшие Парнассъ,

Поэты Русские, благославляю васъ!

…………………………………………………

Товарищъ прежний вашъ по сердцу близокъ къ вамъ;

Читая васъ въ слезахъ, въ восторге онъ трепещетъ –

И вместе с целою Россией рукоплещетъ».

 

Н.И. Дозорова, куратор выставки



© 2007-2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Архангельское»

Система Orphus