Государственный музей-усадьба «Архангельское» - Официальный сайт
Выставки
Архангельское на рубеже XIX–XX веков
11.12.2024
Восточное берсо
Музей-заповедник «Архангельское» представляет выставку «Архангельское на рубеже XIX–XX веков», которая стала продолжением выставки «Имения князей Юсуповых». Обширный музейный фотографический фонд позволяет рассказать о любимой летней резиденции князей Юсуповых.
Архангельское принадлежало княжеской семье с 1810 года. Каждое поколение владельцев вносило некоторые преобразования в архитектурный облик усадьбы, и эти перемены наглядно демонстрируют фотографии в течение полувекового периода, с 1860 по 1910-е годы. Наблюдательный взгляд заметит, как вместо старых деревянных ворот в конце XIX века были установлены ажурные створки новых чугунных, созданных по проекту архитектора Н.В. Султанова. Большие деревянные ставни на южных окнах дворца с течением времени были заменены парусиновыми маркизами. Ставни на окнах северного фасада были сняты за ненадобностью, а простенки между окнами украсили вьющиеся растения, что отражено на более поздних фотографиях.
На снимках после 1903 года появилась новая достопримечательность – Пушкинская аллея, устроенная последними владельцами усадьбы в восточной части парка в честь 100-летия поэта и в память о посещениях А.С. Пушкиным Архангельского и дружеских отношениях с Н.Б. Юсуповым-старшим.
Пейзажные фотографии сохранили для нас виды утраченных объектов усадьбы. Одной из самых значимых потерь для усадьбы были Лимонная и Лавровая оранжереи с флигелями, на месте которых теперь возвышаются корпуса военного санатория. Оранжереи являлись южной границей регулярного парка и одновременно открывали зрителю ландшафтную перспективу. В списке утраченных объектов – Римские ворота, беседка «Прелестный вид» на берегу Москвы-реки, а также находившиеся на центральной оси партера Памятные колонны в честь посещения усадьбы императорами Александром II и Николаем II.
Владельческие фотографии зафиксировали изменения интерьеров дворца в конце XIX – начале XX века. Самые значительные перемены произошли в зале Тьеполо. Свое название зал получил в 1816 году, когда в нем были размещены знаменитые парные полотна итальянского художника Джамбаттисты Тьеполо. Позднее они были вывезены в Петербург, а на стенах зала вместо картин были размещены старинные шпалеры. Однако уже в 1910-х годах зал Тьеполо превратили в библиотеку, интерьер которой запечатлен на фототипии П. Павлова.
Основатель династии фотографов П.П. Павлов сделал целый ряд выразительных усадебных снимков, непревзойденных по своему мастерству. В Архангельском работали многие известные мастера светописи, среди них особо выделяется И.Г. Дьяговченко. «Лучший портретист Москвы» не менее талантливо снимал пейзажи и жанровые сцены, о чем свидетельствуют его фотографические работы.
К сожалению, пока не удалось установить авторов более 40 видовых изображений Архангельского, собранных в альбом 1896–1897 годов. Художественное и техническое качество этих работ соответствует высокому уровню мастерства.
Снимки аристократических домов выпускали в виде открыток, размещали в журналах, сопровождая описаниями. Это позволяло обществу знакомиться с частными коллекциями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с новыми модными тенденциями в оформлении внутреннего убранства, с принципами организации жилого пространства, с приемами гармоничного сочетания разнообразных элементов.
Фотография – это исторический документ особой ценности: портретный снимок считается «зеркалом души», а видовой можно назвать «зеркалом мира». Если одаренному мастеру в полной мере удается воплотить свой замысел, снимок может стать настоящим шедевром пейзажного жанра.
Посетить выставку можно по билету в Парк.