Выставки вне музея

Выставка «Наша память соткана из света. Мусульманский и тюркский мир в библиотеке князя Н.Б. Юсупова»

10.06.2022

Касимовский историко-культурный музей-заповедник

Музей-заповедник «Архангельское» подготовил выставку «НАША ПАМЯТЬ СОТКАНА ИЗ СВЕТА. МУСУЛЬМАНСКИЙ И ТЮРКСКИЙ МИР В БИБЛИОТЕКЕ КНЯЗЯ Н.Б. ЮСУПОВА» приуроченную к церемонии открытия памятника правительнице Казанского ханства Сююм-бике и VI Всероссийской научно-практической конференции «Чтения имени Мухлисы Буби» на тему: «Государство, образование, личность в истории ислама на российском пространстве».

Знаменитая правительница (ок. 1516–1557) имеет общие корни с родом князей Юсуповых, являясь сестрой прямого их предка – Иль-Мурзы (ум. 1611). Во второй трети XIX века Юсуповы особенное внимание уделяют казанской странице родовой истории.

Одним из важнейших источников пополнения российского служилого сословия издавна были выходцы из тюркской среды. Их потомки занимали ключевые административные и военные посты (А.А. Аракчеев, А.Ф. Адашев, М.А. Кутузов), составили славу русской литературы и общественной мысли (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, И.А. Бунин, П.Я. Чаадаев), стали крупными предпринимателями (Баташовы), учеными (А.Н. Бекетов, А.И. Мусин-Пушкин, К.А. Тимирязев), композиторами (С.В. Рахманинов, С.И. Танеев), актерами (М.Н. Ермолова) и даже занимали российский престол (Борис Годунов).

В числе славных родов российского дворянства, вышедших из тюркской среды, был и княжеский род Юсуповых, восходивший к беклербеку Золотой Орды знаменитому полководцу Эдиге (1352–1419). В 1565 году Иль и Муса, сыновья погибшего ногайского бия Юсуфа, были отправлены в Россию и поступили на службу к царю Ивану IV Грозному. В конце XVII века их потомки были вынуждены перейти из мусульманства в православие и сумели не только сохранить княжеский титул, но и прочно занять видное место при царском дворе. В XIX – начале XX века Юсуповы входили в узкий круг богатейших аристократических семейств России, близких к императорскому двору.

Семья сохраняла память о своем происхождении. Наиболее выдающийся представитель рода – Николай Борисович Юсупов-старший (1751–1831), высокообразованный европейский аристократ, коллекционер и талантливый администратор – получил в обществе прозвища «мурзы» и «татарина». «Русский вельможа, европейский grand seigneur и татарский князь», – эта чеканная формула А.И. Герцена, хорошо знакомого с князем, наилучшим образом характеризует самосознание Н.Б. Юсупова и его умение сохранять верность России, европейскому Просвещению и родовым корням.

Библиотека князя Николая Борисовича Юсупова (1751–1831), конца XVIII – первой трети XIX века, была одним из лучших в России того времени книжных собраний по количеству и качеству представленных в нем изданий и рукописных книг. Она была энциклопедической по составу и соответствовала уровню просвещенного вельможи.

Одна из тематических коллекций, насчитывающая около сотни томов, – комплекс книг, связанных с темами ислама и тюркского Востока. Их присутствие в библиотеке может быть объяснено и несомненным интересом Н.Б. Юсупова к своему восточному происхождению, и интересом к истории (в том числе к истории России), и дипломатической службой, и экономическими связями с торговавшими в Астрахани азиатскими купцами, и модой на ориентализм в европейской культуре. Объяснить мотивы появление в ней того или иного издания – дело будущего. Однако на выставке «Наша память соткана из света. Мусульманский и тюркский мир в библиотеке князя Н.Б. Юсупова» – в качестве первого шага – Музей-заповедник «Архангельское» представляет несколько изданий, позволяющих очертить круг печатных источников и пособий, находившихся в распоряжении Н.Б. Юсупова.