Государственный музей-усадьба «Архангельское» - Официальный сайт
Фестивали и праздники
«Ночь искусств-2020» онлайн-выставка "Что написано пером…"
03.11.2020
«Онлайн»
К теме фестиваля «Ночь искусств-2020» выставка имеет, может и неожиданное, но самое прямое отношение. Искусство объединяет и соединяет: разные возрастные категории, профессии, национальности. Выставка задумана с целью попытаться составить портрет самого музея и его посетителя и ответить на вопросы: каковы ожидания и потребности посетителя от музея и как они менялись в зависимости от времени? Какой отклик усадебный дворец находил в его душе после посещения? И в целом, по впечатлениям от музея, так или иначе, прослеживается восприятие людьми самой жизни.
Традиция отметить своё присутствие, выразить чувства и пожелания хозяевам издавна велась в дворянских усадьбах. «Ступив за твой порог, Я вдруг переношусь во дни Екатерины... Увижу сей дворец, где циркуль зодчего, палитра и резец Ученой прихоти твоей повиновались», – такой отзыв, выраженный в стихах, оставил на века А.С. Пушкин после посещения усадьбы в 1827 году.
В музеях-усадьбах, продолжая традицию владельцев, заводили Книги впечатлений, Книги посещаемости, Книги регистрации и Книги отзывов с той же целью: получить обратную связь от гостей.
Выставка основана на отзывах, оставленных посетителями в специальных книгах за полувековой период. Сохранённые в Научном архиве «Архангельского» многочисленные книги заставили обратить на себя внимание как на любопытный источник по изучению социально-психологического портрета посетителя, его мировоззрения.
Самое раннее впечатление, из представленных на нашей выставке, оставил поэт Самуил Маршак в 1937 году. Это значимый в истории музея год, когда на месте усадебных оранжерей были построены первые корпуса военного санатория. Начались годы, когда культурному наследию отводилось всё меньше места в господствующей государственной идеологической системе. Усадьба стала трактоваться не как историко-культурная, а в первую очередь как хозяйственная единица. Музейная экспозиция должна была отразить экономические показатели крепостного хозяйства и достижения социалистического, демонстрировать имущественное и классовое расслоение помещиков-крепостников и крестьянской бедноты. И это прослеживается по записям.
Кто они, наши посетители? Это люди разных возрастов и профессий. География отзывов так широка, что можно воспроизвести не только карту бывшего СССР, но и всего мира. Какой бы ни были гости национальности, всех – и тогда, и в наши дни, – объединяет желание посетить дворец Юсуповых и прикоснуться к искусству. Что волнует нашего посетителя? Высказываются пожелания, чтобы все экспозиции были всегда открытыми, архитектурные памятники содержались на должном уровне. Немаловажен комфорт: освещение, тепло, приветливость смотрителей и всезнание от экскурсоводов. По тональности записей становится понятно, что гостей переполняют разные эмоции: раздражение, радость, удивление, где-то возмущение и ирония. Экспромтом рождаются стихи. Выводится формула совершенствования человека.
Записи впечатлений представлены в хронологическом порядке: с 1930-х по 1980-е годы – не случайно. В 1930-е годы музей перешёл в подчинение к военному санаторию (в этом статусе находился до 1997 года). В 1985 году дворец был закрыт на реставрацию, и усадьба на долгие годы были разлучены со своими посетителями.
В последующие годы музей принимал их на других площадках: «Конторский флигель», «Колоннада», прежде чем открылся дворец. Но это уже другая история.
Над выставкой работали:
С.Я. Медведева (Научный архив)
Ю.К. Смирнова (Сектор выставок)
Н.А. Кудрявцева (Сектор выставок)
А.П. Лобанова (Отдел информации и внешних коммуникаций)
Фото из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»
предоставлены Мачугиной О.В. и Досаевым А.В.
_________________
Музей-усадьба «Архангельское» выражает признательность за помощь в подготовке выставки Н.Ю. Гусаковской.