Государственный музей-усадьба «Архангельское» - Официальный сайт
Выставки
Выставка «Образ русской усадьбы на сцене театра»
04.06.2024—29.09.2024
«Театр Гонзаги»
В фойе театра представлены 3 макета и 20 эскизов декораций из собрания Музея МХАТ, а также 4 настенника, привезенных в театр Гонзаги из театра в доме Юсуповых на Большой Никитской улице в Москве.
Сегодня театр с системой сменных декораций, построенный в усадьбе Архангельское князем Н.Б. Юсуповым в 1817-1818 годах по проекту Пьетро ди Гонзага, назвали бы «инновационным». Устроенный по образцу итальянских «театр декораций» стал важным элементом в истории российского декорационного искусства.
«Обращение к уникальному собранию Музея Московского Художественного академического театра было обусловлено изучением процесса формирования визуального кода усадьбы в русской культуре. Основатели МХАТ – К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко – вывели на сцену театра не только лучшие образцы русской литературы, но и в немалой степени поспособствовали созданию обобщенного образа усадьбы в глазах публики: практически каждая постановка становилась этапной в развитии сценографии», - рассказывает заместитель директора музея-заповедника «Архангельское» по выставочной деятельности Ольга Нестерцева.
На протяжении 125 лет на сцене МХАТ выступали самые различные художники: Владимир Симов и Борис Кустодиев, Михаил Добужинский и Константин Юон, Николай Крымов и Владимир Дмитриев, Вадим Рындин и Николай Акимов, Давид Боровский, Валерий Левенталь, и многие другие. Спектакли МХАТ, связанные с именами А.Н.Островского, И.С.Тургенева, А.П.Чехова и других, поставленные ведущими художниками ХХ века отразили процесс формирования художественного мифа-утопии о культуре и быте русской усадьбы со всеми обязательными театральными условностями. Наиболее известные постановки МХАТ, где в качестве места действия фигурирует усадьба: «Горе от ума», «Мертвые души», «Месяц в деревне», «Осенние скрипки», «Ревизор», «Горячее сердце» «Вишневый сад», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Иванов» и другие.
В постановке «Мертвых душ» (В. Симов и В. Дмитриев) режиссер и художники остановились на принципе предметного оформления, ограниченного пределами игровой точки. Вещь в этом случае если и имитировалась, то с предельной тщательностью, с учетом ее подлинных материалов, требований стиля и типичности места действия. Станиславский не был удовлетворен состоянием декорационной живописи и подчеркивал задачу восстановления в театре традиций больших мастеров. Один из собеседников Станиславского приводит его характерные слова: «В идеале все на сцене должно быть написано, но это невозможно, так как то знание законов театральной перспективы, какое было присуще, например, Гонзаго, теперь утеряно». Режиссеру было важно найти художника, который, умел бы «переносить красоту на сцену из жизни и природы так, чтобы не помять ее и не изуродовать при переноске». Таким художником для МХАТ становится Владимир Дмитриев.
В представлении многих поколений зрителей, усадьба – это обязательно двухэтажный дом с колоннами и высокими окнами, усадебный парк – с беседками и скульптурами, пейзажем и колдовской водой. Как ассоциации с левитановскими пейзажами природа входит в спектакль, в жизни героев, их судьбы. Замысел сценографа продолжает воскресать в воспоминаниях о наших театральных впечатлениях максимально яркой картинкой.