08.02.2016

Архангельское – выставка икон

В музее-усадьбе Архангельское, в здании, которое именуют «конторский флигель», открыли выставку иконописи – «Два мира русской иконы».

Почему «два мира»? Здесь представлено свыше полусотни произведений XVII века. Века переломного – именно тогда в России начинает развиваться светская портретная живопись. И именно тогда в иконописи начинает появляться «живоподобие» — вместо эффектной выразительности условных традиционных иконных образов возникает стремление к реализму.

Трактовок этому предостаточно. Одни видят в таких переменах вредное влияние Запада. Другие – определенную гуманизацию, стремление приблизить религиозные образы к человеческому измерению.

Проводником новых идей выступали «царские изографы» — московская Оружейная палата. Подхватила их «строгановская» школа. По другим же регионам новшества продвигались постепенно.

XVII век в иконописи эклектичен. Где-то при совершенно традиционной композиции появляется светотеневая моделировка ликов, формы становятся объемными. Где-то, напротив, при сохранении традиционных образов в композицию внедряются мотивы, заимствованные из западноевропейской гравюры.

Вот здесь – еще традиционная условность форм.

Условен пейзажный фон, фигуры вытянуты по вертикали против анатомии.

А вот тут фрагменты композиции разделяются декоративным картушем – почти барокко.

В изображении евангелиста сохраняется – в изображении книги – традиционная обратная перспектива. А вот в лике – уже элементы светотени.

Все большая декоративность в разделительных элементах композиции.

А вот клейма – еще традиционны.

Асимметрия элементов композиции еще сохраняется.

Вот традиционная моделировка лица – графичными движками и пробелами.

То же – в изображении архангела.

А вот из того же времени – светотеневые работы мастеров Оружейной палаты. Но складки одежды при этом – традиционно графичны.

А вот во всем традиционное северное письмо (Обонежье). Традицию берегли не только отдаленные районы, но и старообрядцы – раскол добавил в разницу эстетики идеологическую составляющую.

А здесь – вновь Оружейная палата: фигуры традиционно вытянуты по вертикали, а лики уже «живоподобны».

Такого, как в XVII веке, больше не будет. Позже новая манера устоится, а традиционную иконопись лишь много позже вспомнят искусствоведы.

Все представленные работы – из собрания Музея русской иконы.

Где это: в «Конторском флигеле» на территории Архангельского.


Что касается Большого дворца, то там продолжает работу выставка французской живописи из фондов музея – ее пока продлили. Представлены после реставрации две исторические кареты. Ну, и уже немало залов дворца открыто для публики.

О других новостях Архангельского – как-нибудь в другой раз.


Источник::  http://echo.msk.ru/

Поделиться: