Государственный музей-усадьба «Архангельское» - Официальный сайт
СМИ о музее-заповеднике «Архангельское»
8 февраля 2016
Архангельское – выставка икон
В музее-усадьбе Архангельское, в здании, которое именуют «конторский флигель», открыли выставку иконописи – «Два мира русской иконы».
Почему «два мира»? Здесь представлено свыше полусотни произведений XVII века. Века переломного – именно тогда в России начинает развиваться светская портретная живопись. И именно тогда в иконописи начинает появляться «живоподобие» — вместо эффектной выразительности условных традиционных иконных образов возникает стремление к реализму.
Трактовок этому
предостаточно. Одни видят в таких переменах вредное влияние Запада. Другие –
определенную гуманизацию, стремление приблизить религиозные образы к
человеческому измерению.
Проводником новых идей выступали «царские изографы» — московская Оружейная палата. Подхватила их «строгановская» школа. По другим же регионам новшества продвигались постепенно.
XVII век в иконописи эклектичен. Где-то при совершенно традиционной композиции появляется светотеневая моделировка ликов, формы становятся объемными. Где-то, напротив, при сохранении традиционных образов в композицию внедряются мотивы, заимствованные из западноевропейской гравюры.
Вот здесь – еще
традиционная условность форм.
Условен пейзажный фон,
фигуры вытянуты по вертикали против анатомии.
А вот тут фрагменты
композиции разделяются декоративным картушем – почти барокко.
В изображении евангелиста
сохраняется – в изображении книги – традиционная обратная перспектива. А вот в
лике – уже элементы светотени.
Все большая
декоративность в разделительных элементах композиции.
А вот клейма – еще
традиционны.
Асимметрия элементов
композиции еще сохраняется.
Вот традиционная
моделировка лица – графичными движками и пробелами.
То же – в изображении
архангела.
А вот из того же времени
– светотеневые работы мастеров Оружейной палаты. Но складки одежды при этом –
традиционно графичны.
А вот во всем
традиционное северное письмо (Обонежье). Традицию берегли не только отдаленные
районы, но и старообрядцы – раскол добавил в разницу эстетики идеологическую составляющую.
А здесь – вновь Оружейная
палата: фигуры традиционно вытянуты по вертикали, а лики уже «живоподобны».
Такого, как в XVII веке, больше не будет. Позже новая манера устоится, а традиционную иконопись лишь много позже вспомнят искусствоведы.
Все представленные работы – из собрания Музея русской иконы.
Где это: в «Конторском
флигеле» на территории Архангельского.
Что касается Большого дворца, то там продолжает работу выставка французской живописи из фондов музея – ее пока продлили. Представлены после реставрации две исторические кареты. Ну, и уже немало залов дворца открыто для публики.
О других новостях Архангельского – как-нибудь в другой раз.
Источник: http://echo.msk.ru/