История музея
 

Начало музею в усадьбе было положено князем Н.Б. Юсуповым.  

Коллекции живописи, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, многотомная библиотека бережно сохранялись его потомками. Завещание последней владелицы усадьбы княгини З.Н. Юсуповой сыграло важную роль в сохранении коллекций. В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, добились предоставления охранной грамоты от Военно-Революционного Комитета г. Москвы на дворец и его коллекции. 23 октября 1918 года вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 года музей в усадьбе был открыт для посетителей. Первой его заведующей была назначена Вера Авенировна Фревиль (с 1919 по 1927 год).

Главной задачей сотрудников «Архангельского» стало сохранение художественных коллекций. К 1929 году удалось воссоздать облик парадных залов дворца, максимально приблизив их ко времени расцвета усадьбы. Был восстановлен зал Тьеполо и частично реконструирована обстановка Парадной спальни.

Благодаря усилиям директора музея Алексея Александровича Найдышева (с 1927 по 1936 год) в Архангельское были возвращены многие уникальные произведения живописи юсуповского собрания, вывезенные ещё владельцами в Петербург.

В 1920-е годы на первый план в деятельности музея было выдвинуто изучение творчества крепостных: экспозицию дополнил раздел о живописной мастерской и фарфорово-фаянсовом заводе в Архангельском. Один из флигелей дворца служил «для нужд детской колонии», флигель лавровой оранжереи – для постановки спектаклей, в здании Храма-усыпальницы обосновался клуб архангельской ячейки РКСМ. В 1928 году все арендаторы были вытеснены из усадьбы домом отдыха Мосздравотдела, а в 1933 году Архангельское было передано Наркомату по военным и морским делам. На месте разобранных оранжерей и жилых флигелей над Москвой-рекой в 1934 году по проекту архитектора полковника В.П. Апышкова начали строить корпуса санатория. Не дожидаясь окончания их строительства (1937 год), решено было как можно скорее принять отдыхающих. Для них в капитально переоборудованных придворцовых флигелях были устроены палаты: в усадьбе открылся дом отдыха РККА.

Архангельское не обошли своим вниманием известные люди советской страны: здесь бывали Л.Д. Троцкий, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, К.Е. Ворошилов, а с организацией на территории усадьбы военного санатория в 1934 году – болгарский коммунист Георгий Димитров, известнейшая в свое время представительница международного рабочего движения Клара Цеткин и другие деятели эпохи.   Усадьбу посещали также крупнейшие мастера культуры – П.Д. Корин, В.Э. Мейерхольд, А.В. Щусев, В.А. Гиляровский, И.Ф. Стравинский, Л.М. Леонов.

В 1934 году храм Архангела Михаила закрыли, и его помещение стало использоваться как филиал музея. Настоятель храма с 1894 по 1933 год протоиерей Николай Виноградов, бывший также законоучителем архангельской четырехгодичной земской школы и преподавателем Закона Божьего в Гольеве, был арестован и позднее, 27 июня 1938 года, расстрелян на Бутовском полигоне. В январе 1989 года он был реабилитирован и в числе 1154 новомучеников и исповедников Российских ХХ века причислен Русской Православной Церковью к лику святых. До 1964 года здание использовалось для нужд санатория. Исследовательские и реставрационные работы 1964-1965 годов в основном вернули храму Архангела Михаила первоначальный облик, сохранив без изменения только южный придел как достройку более позднего времени. Вход в него также восстановили на период конца XVII в. В 1994 году в храме возобновились службы. Ныне он находится в совместном пользовании музея и православной общины поселка Архангельское.

Проведенные в 1939 году к западу от храма Архангела Михаила раскопки выявили на этой территории поселение, относящееся к Дьяковской культуре.

Несмотря на все перипетии истории музея, в Архангельском сохранились главные архтектурные сооружения, большая часть интерьеров дворца, основная часть парка. Более 60 лет (с 1934 по 1996 год) музей функционировал под началом военного ведомства, получая методическую помощь от отдела музеев Наркомата просвещения, а позднее Министерства культуры РСФСР. Во время Великой Отечественной войны директор музея (с 1936 по 1954 год) Иван Михайлович Починовский  приложил значительные усилия для эвакуации коллекций на Урал. Зимой 1943 года они вернулись в усадьбу из Верх-Нейвинска. Сотрудники музея откапывали и устанавливали на свои места парковую скульптуру, к концу 1945 года частично восстановили экспозицию первого этажа дворца, и первые посетители смогли войти в его залы.

Десять послевоенных лет – время больших реставрационных работ в Архангельском. С каждым годом росла посещаемость музея: в 1960 году в усадьбе побывало более 130 тысяч человек. В это время коллектив возглавлял Виктор Владимирович Познанский (с 1954 по 1966 год). В конце 1960-х годов состоялось открытие экспозиций и выставок в Колоннаде и храме Архангела Михаила, завершилась реставрация театра, 150-летие которого в 1968 году было отмечено концертным исполнением оперы Е. Фомина «Орфей».

Под руководством директора музея Валерия Леонидовича Рапопорта (с 1967 по 1983 год) сложился творческий коллектив научных сотрудников, систематизировались и изучались коллекции, создавались выставки, проводились научные конференции. К началу 1970-х годов поток экскурсантов превысил 400 тысяч человек в год. В 1980 году музей «Архангельское» был включен в культурную программу летних Олимпийских игр в Москве: в Овальном зале дворца состоялись концерты Святослава Рихтера и Андрея Гаврилова, ставшие знаменательным событием в истории усадьбы.

С 1981 года по проекту профессора В.А. Агальцовой в Архангельском начались работы по восстановлению  исторического облика парка. Это был первый опыт в нашей стране по восстановлению исторических объектов садово-паркового искусства.

В ноябре 1985 года музей-усадьба Архангельское был закрыт на реставрацию, завершение которой планировалось в 1995 году. В то время во главе коллектива стояла Светлана Ивановна Фильцева (с 1986 по 1996 год). Но из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы не завершены до сих пор. В январе 1997 года музей был передан из подчинения Министерства обороны в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Коллектив во главе с Владимиром Владимировичем Длугачем (с 1997 по 2013 год) разработал новую Концепцию развития музея-заповедника. В число особо ценных объектов, находящихся под охраной Всемирного фонда памятников, вошел Театр Гонзага. Для посетителей вновь открылся парк. Удалось возобновить и реставрационные работы во дворце, театре, храме-усыпальнице, Конторском флигеле, который на время реставрации стал местом размещения экспозиции музея. В здании Храма-усыпальницы экспонируются полотна знаменитых Дж.Б. Тьеполо и Ю. Робера, звучит классическая музыка. С мая по сентябрь Парадный двор Большого дома превращается в концертный зал.

В ходе реставрации в 2003 году при расчистке фундамента восточного фасада Большого дома произошло уникальное событие - была найдена медная закладная доска, украшенная гербом рода Голицыных, которая на русском и латинском языках указывает точную дату начала строительства дворца:

Въ 1784 году заложен фундамент Двора Ея императорскаго величества действительнаго камергера князя Николая Алексеевича Голицына от рождения его в 33-е лето, господина нижеписанных вотчин:
                   Архангельскаго
                    Познянова
                    Никольскаго
                     Воронков
                     Богородицкаго…
                      и протчих сел и 
                          деревень…

В 2009 году исполнилось 225 лет со дня закладки дворца. Были и другие знаменательные даты: в 2008 году – 190-летие создания театра в усадьбе и организации фарфорового завода, в 2010 году – 200-летие со дня приобретения имения князем Н.Б. Юсуповым. В 2019 году музей отпраздновал свое 100-летие.