Поэзия душевных состояний: Пьетро Ротари в Архангельском
 

30 сентября

Поэзия душевных состояний: Пьетро Ротари в Архангельском

      Один из самых известных залов дворца в Архангельском носит имя Пьетро Антонио Ротари (1707‒1762), мастера эпохи рококо, работавшего по приглашению императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге последние годы жизни в качестве придворного портретиста. Творчество Ротари оказало большое влияние на многих русских живописцев, в России он открыл свою частную школу, в которой, к примеру, совершенствовал свое мастерство А.П. Антропов, советами знаменитого итальянца пользовался и Фёдор Рокотов.

        В собрании Музея-усадьбы «Архангельское» представлено двадцать шесть работ живописца и его помощников, которые еще при владельцах составили ансамбль знаменитого зала Ротари. Эти симметрично развешанные, так называемые «женские головки» - небольшие изображения героинь с характерной для рококо нюансировкой душевного состояния, будь то грусть, нежность, игривость, кокетство или усталость, являются главным художественным оформлением комнаты, напоминающей маленькую картинную галерею.

      Картины модного итальянского живописца появились в середине XVIII столетия в собрании князя Бориса Григорьевича Юсупова. Именной зал Мастера в окрестностях Москвы существовал только у князей Юсуповых и находился в малом дворце «Каприз». Потомки Бориса Григорьевича бережно сохраняли эту коллекцию. В 1840-е годы правнук Николай Борисович Юсупов (1827‒1891) переместил оформленные в однотипные посеребренные рамы полотна в Первую Зимнюю комнату южной анфилады Большого дома, где они находятся по сей день. Интерьер зала составляют предметы эпохи рококо, а также стилизованные в середине XIX века под «время Ротари».