7 декабря

7 декабря Екатерины отмечают именины.

Наш музей присоединяется к поздравлениям и хочет рассказать о событиях и музейных предметах в нашей усадьбе, связанных с этим именем.

"…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины."
А.С. Пушкин. "К вельможе".

Князь Николай Борисович Юсупов (1751-1831), екатерининский вельможа, пожелал иметь в Архангельском статую Екатерины II в образе богини правосудия Фемиды. За образец была взята мраморная скульптура императрицы, исполненная известным ваятелем М.И. Козловским (1753-1802) в 1796 году для сенатора П.В. Мятлева (ныне – в Русском музее, Санкт-Петербург). С оригинала был снят гипсовый слепок, а затем с незначительными изменениями отлит бронзовый памятник. Работы велись в мастерской С.П. Кампиони в 1825-1826 годах.

Екатерина Великая представлена с атрибутами власти и правосудия: увенчана лавровым венком и диадемой; в одной руке держит весы Судьбы – символ справедливости, а другой указывает на лежащий у ног карающий меч, вложенный в свиток законов. Портретное изображение имеет идеализированные черты. Аллегорическая фигура, выполненная согласно канонам классицизма, прославляла добродетели мудрой правительницы.

Впервые упомянутая в Описи имения 1822 года, гипсовая статуя до сих пор сохранила свое историческое место на втором этаже Дворца. Комната, в которой она находится сейчас, в советское время стала именоваться «Екатерининским залом».

В западной части регулярного парка по проекту архитектора Евграфа Тюрина (1792-1870) в 1819 году поставлен храм-памятник Екатерине II, представляющий собой небольшой павильон с тремя стенками. Четвертая, открытая, сторона оформлена портиком из четырех римско-ионических колонн, поддерживающих антаблемент и фронтон. На фризе по-латыни надпись: "D. Ekaterinae" ("Божественной Екатерине").

В глубине павильона на пьедестале установлен бронзовый монумент, утверждавший культ императрицы в юсуповском имении. На стене сохранилась надпись, заимствованная из поэмы знаменитого итальянского поэта эпохи Возрождения Т.Тассо (1544-1595) "Освобожденный Иерусалим": "Tu cui concede il ciel e dietti il Sato Voler il giusto e poter cio che vuai" (Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и иметь возможность достигнуть желаемого)".

Перед статуей стоял бронзовый треножник с курильницей, в которой на горящих углях постоянно жгли душистые травы. Курильницу выполнили в 1827 году в слесарной мастерской Н.Б.Юсупова в Архангельском. Для работы были использованы как детали, выполненные в самой мастерской, так и декоративные элементы более раннего времени, приобретённые в специализированных московских или петербургских магазинах.