4 февраля

Кропотливая работа

Посетители даже не догадываются, какую важную, но сложную и кропотливую работу необходимо было провести для долгожданного открытия Парадных залов и, в частности, Парадной столовой.

За более чем 300-летнее время существования и бытования в различных местах и условиях вазы не утратили своей декоративности и яркости красок, чего не скажешь об их сохранности в целом. Предметы – вазы и крышки от них – падали и разбивались. Однако ценность их была высока, им в разное время приписывали даже чудодейственные свойства, поэтому их склеивали (как умели), а утраты восполняли и т.д., то есть их подвергали реставрации и XVIII, и в XIX столетии. Эта реставрация не всегда была профессиональной и удачной. Более того, реставрация конца XIX и начала XX веков, проведенная весьма несовершенными материалами, зачастую искажала внешний вид предметов.

За последние годы перед экспонированием были отреставрированы две вазы-кубка, вазы с крышками и несколько крышек от ваз.

Последовательно, в течение 8 месяцев, проводились все виды реставрационных работ по фарфору:

  • расклейка фрагментов с помощью поставленных многократно компрессов с растворителями;
  • механическая очистка фрагментов скальпелями, зубными инструментами, иглами и ватными тампонами с помощью растворителей;
  • склеивание фрагментов современными реставрационными материалами;
  • доделка утрат современными реставрационными составами для фарфора;
  • фигурные навершия для крышек – резной шишак в виде луковки и фигурка льва Фо, сидящего на пеньке, –восполнены по аналогии с другими подобными экспонатами музея;
  • все доделки и восполненные утраты затонированы красками (с воссозданием декора по аналогии) и затем покрыты защитным слоем лака.

    Современная реставрация предполагает проведение работ обратимыми материалами, т.е. при необходимости лаки и тонировки можно удалить растворителями. После проведения необходимых работ с использованием современных реставрационных материалов время экспонирования предметов значительно продлевается. При необходимости возможна повторная реставрация с использованием тех же средств и растворителей. Для того, чтобы в будущем у реставраторов не возникало трудностей с определением реставрационных материалов, на каждый отреставрированный предмет заводится паспорт с полным описанием всех реставрационных процессов и использованных материалов с указанием их марок и химических названий.

    Все паспорта снабжены фотографиями экспоната до, в процессе и после реставрации, где наглядно прослеживаются изменения предметов.