Музею 100 лет

Владимир Владимирович Длугач - директор музея-усадьбы Архангельское с января 1997 по март 2013

1 Мая 2019

Владимир Владимирович Длугач - директор музея-усадьбы Архангельское с января 1997 по март 2013

Каждый, кто так или иначе хотя бы раз соприкасался с "Архангельским", надолго или даже навсегда сохраняет в себе своё индивидуальное к нему отношение. Для экскурсанта, посетившего усадьбу один раз в жизни, в воспоминаниях остаётся то, что он смог увидеть и почувствовать именно в тот день, в зависимости от собственного состояния, от погоды, спутников и прочих составляющих. Для меня и, я думаю, для большинства сотрудников Музея, посвятивших "Архангельскому" не один десяток лет, это жизнь со всеми вытекающими из этого ощущениями.

Я неоднократно бывал в Архангельском, начиная с 50-х годов, сначала с родителями ( помню длинную очередь перед входом на территорию), потом со школьной экскурсией ( с тех пор я помню классические интерьеры Дворца с картинами Тьеполо, Робера, Ротари, Верне и других европейских художников).

В 60-70 -е студенческие годы я открыл для себя и был поражен великолепным архитектурно-парковым ансамблем и невероятными перспективами, открывающимися с верхней террасы парка. Это были годы наивысшей популярности Архангельского, ставшего буквально культовым местом для туристов со всего Советского Союза и из-за рубежа.В 80 -м, олимпийском году Архангельское пережило пик музейного бума и своей славы. Буквально через 5-6 лет после этого, занимаясь проблемами художественных музеев и в поисках положительного примера (работа в Минкульте требовала такого подхода) оказавшись в Архангельском, я не нашёл там того, что искал. Музей был закрыт для посетителей в связи с началом реставрации главного объекта усадьбы -Дворца. Считалось, что ненадолго.

Никто и предположить не мог, что реставрация затянется более, чем на тридцать лет. Ещё меньше я мог подумать, что через десять лет мне придётся принять в этом самое непосредственное участие. Впервые после долгого перерыва я оказался в Архангельском весной 1996 года. В это время Министерство культуры России привлекло меня к подготовке материалов и документов в связи с только что вышедшим Постановлением Правительства РФ " О сохранении и дальнейшем и дальнейшем использовании....."

Если Декрет 1919 года стал своего рода "охранной грамотой", в период Гражданской войны, то Постановление 1996 года стало толчком к возрождению Архангельского после долгого забвения. И если в 1919 году речь шла только о музее, то есть, практически, только о Дворце с художественными коллекциями, то новое Постановление предусматривало создание Государственного музея-усадьбы со всей территорией и памятниками, сохранившимися на ней.

Соглашаясь на предложение Министерства культуры занять должность директора создаваемого музея-усадьбы, я сознавал, что Предстояла сложная работа, включавшая в себя:
  • организация Музея, как учреждения культуры в системе Министерства Культуры
  • выведение Музея и всех передаваемые ему памятников на территории усадьбы из финансового и хозяйственного ведения Военного санатория
  • Капитальный ремонт и реставрация практически всех объектов, переданных Музею
  • Возвращение Музея-усадьбы из полного забвения к музейной жизни

К счастью в Музее я встретил не только настоящих специалистов-музейщиков, но и единомышленников, без которых не удалось бы сделать работы, не только по сохранению Музея и его памятников, но и подготовить его к выполнению более масштабных задач.

Одним из критериев оценки нашей работы может стать такое наблюдение. В 1996 году Министерство не сразу нашло кандидата, который бы согласился на роль директора "Архангельского". В 2013 году на эту должность пришёл заместитель Министра.

Юбилей Музея - это не только большой праздник, но и, как водится, время подведения итогов. Я уверен, что своё столетие Музей-усадьба "Архангельское" встречает как свой новый День рождения. Надеюсь, что у него все только начинается.

С огромной благодарностью к своим коллегам и друзьям в Музее поздравляю
всех, кому дорого Архангельское, с Юбилеем!