Музею 100 лет

Валерий Леонидович Рапопорт - директор музея-усадьбы Архангельское с 1966 по 1983 год

1 Мая 2019

Валерий Леонидович Рапопорт - директор музея-усадьбы Архангельское с 1966 по 1983 год

Воспоминания об Архангельском
(к 100-летнему юбилею музея)

Сколько восторженных слов вслед за Пушкиным и Герценом было уже сказано об Архангельском! Сколько раз описана красота и гармония этого дворцово-паркового ансамбля! Сколько поколений людей за последние 200 лет были поражены этим «подмосковным Версалем».

Архангельское, открытое вскоре после революции в 1919 году в качестве дворца-музея, вошло в число наиболее посещаемых достопримечательностей Москвы и Подмосковья. Вспоминания его историю, нельзя не назвать имена музейщиков четырёх поколений, которые верой и правдой служили культуре, и своему музею в первую очередь.

Это директора: Вера Авенировна Фревиль (1919 – 1927); Алексей Александрович Найдышев (1927 – 1936), Иван Михайлович Починовский (1936 – 1954), Валентина Михайловна Гесслер, исполнявшая обязанности директора после кончины И.М. Починовского, Виктор Владимирович Познанский (1954 – 1966). Первостепенную роль в музее всегда играли научные сотрудники – хранители фондов. Из числа сотрудников первого послевоенного поколения хотелось бы упомянуть Людмилу Ильиничну Булавину, Нину Тиграновну Унанянц, Ирину Гавриловну Семенову. В конце 1960-х – середине 1970-х годов в музей пришли и успешно работали Валентина Александровна Евдокимова, Лариса Борисовна Усятинская, Наталья Николаевна Иванова, Римма Васильевна Фролова, Любовь Юрьевна Савинская, Андрей Александрович Карев, Надежда Леонидовна Бережная. Хранители коллекций не только описывали и изучали музейные предметы, они готовили материалы для выставок. Организатором целого ряда выставок, посвященных древнерусскому искусству, был Михаил Михайлович Красилин.

Работа в музее немыслима без реставраторов. Мастером на все руки был Иван Павлович Жариков, который приводил в порядок предметы декоративно-прикладного искусства. В усадьбе работала бригада первоклассных скульпторов-реставраторов во главе с Аркадием Сергеевичем Антоняном, которые много лет поддерживали экспозиционный вид парковой скульптуры.

Нельзя не вспомнить наших замечательных смотрителей, охранявших экспозицию. Прежде всего Ольгу Дмитриевну Глухову, которая пришла в музей в конце 30-х гг., в начале войны она сопровождала экспонаты в эвакуацию на Урал, вернулась в родной музей в 1943 году, где работала до начала 80-х. В соседних залах, рядом ней в музее трудились такие смотрители как Нина Захаровна Федяинова, Серафима Васильевна Молокова, Мария Ивановна Стрелкина, Зинаида Васильевна Мовчан, а также смотритель театра Василий Иванович Чумников и, конечно, осталась в памяти ответственный и строгий бригадир смотрителей – Зинаида Гавриловна Сизова.

Музей невозможно представить без экскурсоводов. Заведовал этим отделом Александр Федорович Шклярук, прекрасный организатор, человек обязательный и строгий. Его помощниками в приёме экскурсий были Екатерина Митрофановна Богуш и Альбина Александровна Харитонова. Нельзя не упомянуть добрым словом наших экскурсоводов: разные, но всегда творчески настроенные, вдохновенные рассказчики: Татьяна Александровна Бондарева и Галина Михайловна Королькова, Вера Владимировна Медведева и Светлана Ивановна Фильцева, Наталья Андреевна Короткова и Людмила Владимировна Гринева, Надежда Леонидовна Рыкова и Татьяна Тимофеевна Кохман.

Трудно представить музей без хозяйственной службы. Её представляли бывшие фронтовики Григорий Логинович Иванов, а затем Андрей Иванович Чернышев, умевшие выполнить любое сложное задание, связанное с материальным обеспечением музея: будь то писчая бумага и карандаши для научных сотрудников, валенки и полушубки для смотрителей, детское мыло для мытья скульптуры, хозинвентарь для уборки территории. Важным человеком в этом коллективе был фотограф Лев Самуилович Белоцерковский, который снимал почти все события в жизни музея: торжественные собрания, открытие выставок, праздники, субботники, портреты сотрудников на доску почета и т.п.

80 лет жизни музея прошли, протекли, пролетели в ХХ столетии. На рубеже XXI века Архангельское пережило в каком-то смысле свое второе рождение. Это во многом совпало с вековым юбилеем Музея-усадьбы, который после тяжелого реставрационного тридцатилетия вновь распахнул двери дворца и вновь радует множество людей своей архитектурой и художественными коллекциями, своим театром и малым дворцом «Каприз», своим роскошным парком.

Реставрация старинных построек нередко приносит удивительные находки. В процессе вычинки фундамента Большого дома в Архангельском, в его глубине была обнаружена медная закладная доска с точной датой начала строительных работ – февраль 1784 года. Таким образом, в год празднования 100-летнего юбилея музея мы можем отметить еще одну важную дату – 235 лет со дня закладки дворца. Размышляя о времени реставрации, следует заметить, что даже в самые трудные годы, когда музей был закрыт, когда на парадном дворе не было ни единого посетителя, творческая жизнь в нем не замирала. Об этом свидетельствует ряд выставок, проходивших в Москве и Санкт-Петербурге, а также за рубежом.

Непременно хочется вспомнить выставку «Ученая прихоть. Коллекция Николая Борисовича Юсупова» (2001-2002). Выставка посвящалась 250-летию со дня рождения князя Н.Б. Юсупова, купившего эту парадную усадьбу в 1810 году для размещения своих художественных коллекций. На выставке, экспозиция которой была представлена сначала в Москве, в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина, а затем Санкт-Петербурге, в Гос. Эрмитаже, посетители во всей полноте могли увидеть художественные сокровища из бывшего собрания Юсупова. Большим событием стал и выход каталога этой выставки, подготовленного группой сотрудников трёх музеев ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Архангельское».

В долгие годы реставрации, не смотря на все трудности жизни музея, была переиздана монографии «Архангельское» С.В. Безсонова, которая впервые увидела свет в 1937 году. Вслед за этим вышли подготовленные на высоком научном уровне два каталога: «Юсуповский фарфор» (М., 2009. Сост. Бережная Н.Л.) и «Французская Живопись» (М., 2011. Авторы Е.Б. Шарнова и М.Д. Краснобаева). Чуть позже вышла книга М.А. Крючковой и В.Г. Парушевой «Русский Версаль» (М., 2012), а также целый ряд других изданий, посвященных усадьбе, её владельцам и коллекциям.

В процессе реставрации архитектуры был восстановлен рисунок оконных переплетов с мелкой расстекловкой во дворце и придворцовых флигелях; смонтировано отопление в залах, реставрированы росписи в парадных интерьерах Большого дома, и, наконец, восстановлена планировка комнат второго этажа, а также открыты хоры в Парадной столовой.
Можно перечислить еще ряд построек, которые также были реставрированы: театр, малый дворец Каприз, Чайный домик, Розовый фонтан, подпорные стены парковых террас. В бывшей хозяйственной части усадьбы, которой также коснулась реставрация, можно назвать дом для приезжающих, Кладовую над оврагом, Храм-усыпальницу, Святые ворота.

Особого внимания заслуживает театр в Архангельском, где после реставрации, в летнее время проходят концерты классической музыки и театральные представления.

100-летие музея уже совсем близко, но дел по завершению реставрационных работ в Архангельском еще великое множество. Хочется пожелать коллективу музея в течение одного-двух лет закончить эту по-своему героическую эпопею и представить музей-усадьбу людям во всей красе и гармонии, которые в полной мере соответствуют её высокому статусу: Особо ценный памятник культурного наследия Российской Федерации.

Заслуженный работник культуры В.Л. Рапопорт
(директор музея-усадьбы «Архангельское» с 1966 по 1983 г.)