17.07.2014
Музей-усадьба «Архангельское» обладает богатейшей коллекцией фотографий из семейного архива князей Юсуповых – от дагерротипов середины XIX века до снимков начала XX. Часть из них можно увидеть на выставке, размещенной прямо в парке. Это фотографии интерьеров, пейзажные виды, жанровые сцены. Рассказывают «Новости культуры».
«Россия впервые, наверное, вступает со всей Европой, со всем миром в новую совершенно технологию, – отмечает куратор выставки Александр Иорданский. – То есть, если к живописи маслом Россия подошла только в XVIII веке, то фотографию Россия воспринимает вместе с французами, вместе с Надаром. К Надару ездят учиться наши русские мастера. И Левицкий, в итоге затмевает Надара во многом».
Сегодня снимки Сергея Левицкого и других фотографов – не в привычных интерьерах. К выбору места подошли творчески. Экспозицию разместили в тени деревьев рукотворного парка.
«Сейчас лето, чудесная пора, и у нас вот появились такие выставочные площади, – говорит сотрудник Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Галина Маресева. – Условно говоря. Как наше берсо. Берсо – это вот эта самая конструкция, в которой мы находимся. В переводе с французского означает колыбелька. Это элемент классического парка французского».
В классическом берсо – фотографии убранства дворцов. В парадной столовой, как и на снимке, все так же на полках стоят огромные фарфоровые вазы. Но стол в современном варианте намного меньше. Знаменитая голубая спальня сохранилась в первоначальном виде. Сохранившиеся интерьерные снимки помогали современным реставраторам воссоздавать обстановку того времени до мелочей. А вот колонну Александра Второго отреставрировать уже невозможно. Она была разобрана во время строительства корпусов санатория. Теперь ее можно увидеть только на фотографии.
«И когда на компьютере увеличили вот это место в размер целого экрана, в яблоке, которое находится под орлом, был виден отражающийся бельведер дворца», – рассказывает Александр Иорданский.
Снимок колонны, как и многие другие, сделан пионером фотоискусства, швейцарцем Эмилем Прикамом. В качестве приглашенного мастера он старался запечатлеть каждый уголок усадьбы, борясь при этом с недостатками техники.
«Но, посмотрите, вот эти два здания, которые находятся у нас, кажется, на расстоянии вытянутой руки, на самом деле до них расстояние – свыше трехсот, наверное, четырехсот метров. Это говорит о том, что еще несовершенство оптики, фотография становится плоской», – говорит Александр Иорданский.
Среди фотографий признанных мастеров встречаются и безымянные работы. Современники Николая Юсупова-младшего вспоминали, что он сам ходил с переносным фотоаппаратом. Любительский снимок с двумя медвежатами, возможно, был сделан его рукой.