11.06.2014
Вопрос:
Андрей Евгеньевич, Вы не один год работали заместителем министра культуры РФ, а чуть более года назад возглавили Музей-усадьбу "Архангельское". С чем неизвестным в работе Вам пришлось столкнуться в новом качестве?
Ответ: Это совсем другая работа: сотрудник министерства ассоциируется у меня с Карениным и его неким политическим проектом, а директор музея-усадьбы - с Левиным и его хозяйством.
Вопрос: Ну, Вы и сравнили! Я понимаю, в музее-усадьбе и парк есть, и газоны надо стричь, но все же главная задача музея - хранить музейные ценности. Недаром в федеральном законе о музеях и музейном фонде в Российской Федерации функция хранения на первом месте, значит она - главная.
Ответ: Эта функция на первом месте потому, что она - изначальная. Не будет надлежащего хранения - нечего будет изучать, нечего будет показывать посетителям музея. Музеи - это же не склад ценностей, где они годами лежат на полках. Люди должны видеть музейные предметы, а задача музейного работника - показать их так, чтобы люди пополнили свои знания, чтобы посещение музея было интересным и содержательным. Посещаемость музея - это вообще один из важнейших критериев, по которым сегодня министерство культуры оценивает итоги работы музея.
Вопрос: Вот о посещаемости Архангельского хотелось бы поговорить подробнее. Как мне представляется, самым массовым по посещаемости является фестиваль "Усадьба-джаз", который, строго говоря, вообще не является музейным мероприятием. Какая работа ведется в музее для привлечения посетителей?
Ответ: Фестиваль "Усадьба-джаз" пришел в Архангельское 11 лет назад в то время, когда дворец был закрыт на длительную реставрацию и главным объектом музейного показа был уникальный регулярный парк, окружающий его. Представляете себе, в 1985 году дворец закрыли на реставрацию, и только в 2009 году первые три зала были наконец открыты для посетителей. То есть почти четверть века в музее не было главного предмета показа этого музея - дворца! Сейчас все изменилось: еще один зал - Парадную столовую - мы открыли в мае прошлого года. В декабре начали показ Императорского зала. Совсем недавно посетители получили доступ в Парадную спальню и южный салон Юбера Робера. На очереди - открытие Антикового зала и северного салона Робера. Ну, а потом последуют музыкальная гостиная, салон Ротари, зал Тьеполо, кабинет князя - еще много залов. Открывали бы быстрее, но сдерживает нехватка средств на реставрацию картин, их исторических рам, мебели... На втором этаже дворца разместили выставку французской живописи из наших фондов. Открытие залов и выставки активно анонсировали в СМИ, и посетители не заставили себя ждать - наше экскурсионное бюро полно заказов на экскурсии. Во дворце и театре Гонзага часто проходят концерты классической музыки. При поддержке Минкультуры России начали проводить музыкальный фестиваль "Дворянское гнездо" - уже провели его в октябре прошлого года и совсем недавно - 31 мая - 1 июня. Посетители довольны. Готовим интересные выставки. Планов, одним словом, много. Постепенно осваиваем наше музейное пространство, стараемся сделать его более интересным, более ухоженным.
Вопрос: Что значит более ухоженным?
Ответ: Мне страшно не нравится запущенность, неопрятность значительной части территории музея-усадьбы, которая буквально бросается в глаза: потрескавшиеся асфальтовые дорожки, бурелом вдоль Императорской аллеи - а это в непосредственной близости от Дворца! Саму аллею мы недавно более-менее привели в порядок - спасибо администрации Красногорского района и дорожным службам. Но это - только начало! Да, мы стремимся поддерживать в порядке наш регулярный парк, хотя и здесь есть большие трудности. В частности, с формированием крон деревьев и кустарников, которое проводится в зимний период. Это надо делать профессионально, а подрядные организации, которые выигрывают тендеры на уход за парком, таких специалистов зачастую не имеют. Что же касается обширных территорий к северу и западу от Дворца, они вообще пока остаются "дикими".
Вопрос: В чем же дело? Вы говорили, что дворец долго реставрировался. А что мешало приводить в порядок территорию?
Ответ: Прежде всего - нехватка средств.
Вопрос: А что же Попечительский совет музея-усадьбы? Он же был создан, если не ошибаюсь, в 2002 году. Если есть нехватка бюджетных средств, задача Попечительского совета помочь их найти. В других музеях это, по крайней мере, именно так происходит.
Ответ: У нас, к сожалению, было не так. Все время своего существования Попечительской совет пребывал исключительно в заботах по включению в территорию музея-усадьбы все новых и новых земельных участков, расположенных за оградой музея и не имеющих никаких объектов музейного показа. Попечительский совет музея, состоящий преимущественно из членов Английского клуба, куда много лет входил и прежний директор музея, лоббировал идею строительства вблизи музея туристско-рекреационного комплекса. Собственно, для его строительства и велась вся эта борьба за земельные участки. По сути, это был Попечительский совет при Английском клубе, цели которого весьма далеки от музейной деятельности.
Вопрос: Да, действительно, Олег Матвеев, председатель Правления Английского клуба, и сопредседатель Попечительского совета музея-усадьбы "Архангельское", неоднократно рассказывал в СМИ о том, что помогает музею вернуть земли, которые необходимы ему для развития инфраструктуры. Но разве создание инфраструктуры музея не способствует развитию музейной деятельности?
Ответ: А это, смотря, что понимать под инфраструктурой. Если инфраструктура это - гостиницы, боулинг, тренажерные залы, коттеджи и прочее, то, как Вы понимаете, эти объекты не имеют никакого отношения ни к инфраструктуре музея, ни к музейной деятельности. Но именно создания такой "инфраструктуры" добивалось ООО "Культурный центр "Архангельское", созданное одновременно с Попечительским советом в 2002 году. И учредителями его выступили помимо Музея-усадьбы "Архангельское" опять же Московский Английский клуб и коммерческие структуры господина Матвеева. Проект, к счастью, так и не удалось реализовать, а музей год или два назад из числа учредителей этого ООО вышел. Но уж, к слову сказать, наши предприимчивые попечители много лет и сам музей использовали, по сути, как свою личную "инфраструктуру" - музейные площади предоставлялись для проведения мероприятий, не связанных с музейной деятельностью, все тому же Английскому клубу. Что же касается действительного попечения о нуждах музея, таких как финансирование реставрационных работ, спонсорская помощь при научных исследованиях, издании книг, проведении выставок итд итп, то здесь Попечительский совет, к сожалению, не проявлял никакой активности. В итоге Министерство культуры РФ, насколько я знаю, приняло решение о реорганизации Попечительского совета и формировании его нового состава с новыми задачами. Надеюсь, что новые попечители не будут, как прежние, "защищать" нас неизвестно от кого, а начнут нам реально помогать.
Вопрос: Хорошо, оставим деятельность Попечительского совета, и вернемся к развитию музея. Полтора года назад музей приобрел права на лесные участки, расположенные вблизи от территории музея-усадьбы. Эти леса всегда принадлежали Юсуповым и, приобретая лесные участки, музей способствовал возрождению усадьбы Архангельское. Однако Вы неоднократно высказывались о том, что эти лесные участки для музея обременительны. А разве музей не должен воссоздать усадьбу в ее первоначальном виде? Не это ли является целью развития музея?
Ответ: Нет, цель развития музея - это развитие музейной деятельности для удовлетворения интересов людей в просвещенном досуге. Основой для нашей музейной деятельности является ансамбль усадьбы Архангельское - объект культурного наследия федерального значения, взятый под государственную охрану в 1960 г. на основании постановления СМ РСФСР N 1327, а не все огромные земельные владения, когда-то принадлежавшие Юсуповым.
Содержание лесов музеем действительно обременительно. До моего прихода на работу в музей ему оформили передачу 133 гектаров лесов на Лохине острове "в научно-исследовательских целях". И что мы там будем исследовать? Весной этого года я уже получил предписание Администрации Красногорского района: проведите противопожарные мероприятия ?! а это многие миллионы рублей. Не проведете - штраф за административное правонарушение.
Территория музея-усадьбы - это 62,7 га. Это "ядро" бывшего имения Юсуповых, общая площадь которого была почти 600 га. Недавно музей-усадьба присоединил еще 1,4 га под театром Гонзага. Это для нас важно и крайне нужно - уникальный театр, который в 2018 году отпразднует свое 200-летие - памятник истории и культуры мирового значения, а земля под ним до последнего времени к территории музея-усадьбы не относилась. Что же касается земель лесного фонда, расположенных на месте бывших рощ, как веером окружавших в прошлом "ядро" усадьбы, сильно сомневаюсь, что их надо включать в состав территории музея-усадьбы.
Вопрос: Но почему? Ведь передача лесных участков музею гарантирует, что эти участки не будут застроены и вплотную к Ансамблю не приблизится среда населенного пункта. Разве окружение Ансамбля не влияет на его восприятие?
Ответ: Конечно, влияет. Сохранение зеленого пояса вокруг ансамбля усадьбы "Архангельское" очень важно! Но что касается возможности застройки этих земель, то я полагаю, это и так невозможно. Лесные участки с 30-х годов ХХ века находятся в ведении органов лесного хозяйства и, несмотря на то, что земли в ближайшем Подмосковье в градостроительном плане развиваются очень быстро, эти лесные участки до настоящего времени никто не сумел застроить, и это не случайно. Дело в том, что категория у этих земель - "земли лесного фонда", леса отнесены к разряду защитных лесов лесопаркового пояса Москвы. А земли Лохина острова - это вообще земли природного заказника. Застроить такие лесные участки и земли по закону абсолютно невозможно. Так что настоящими гарантиями для "Архангельского" являются просто неукоснительное и строгое исполнение действующего законодательства Российской Федерации.
Вопрос: Однако, общественность обеспокоена передачей лесных участков в аренду группе компаний "Ренова", поскольку всем хорошо известно, что в состав группы входят структуры, активно занимающиеся застройкой.
Ответ: Насколько мне известно, в компанию входят и структуры, активно занимающиеся благотворительной деятельностью. Что же касается общественного мнения по вопросу использования лесных участков, то мне представляется, что настоящего мнения тех людей, которые проживают рядом с этими лесами, никто и не спрашивал. Вот посудите сами. Если предположить, что эти леса музей будет использовать так, как их использовал Юсупов во времена существования усадьбы, то в них необходимо прорубить просеки для конных прогулок, а большую часть лесов вообще вырубить, т.к. в юсуповские времена на их месте были пахотные поля, пересеченные межевыми рвами. Лавочек, беседок, благоустроенных дорожек для прогулок и велосипедов, освещения и урн для мусора, т.е. того, что мы привыкли видеть в современных парках, в рощах Юсупова не было и быть не могло. Крепостные крестьяне в лес на шашлыки не ходили. Теперь же жители окрестных деревень считают эти леса своими и хотят в них отдыхать. Поэтому обустройство в лесах современной прогулочной среды, разумеется, без шумных аттракционов, отвечает интересам местного населения и не скажется негативным образом на восприятии ансамбля. Кстати, на тех участках вблизи с Дворцом, которые я назвал "дикими", мы также планируем создать рекреационную зону и нам тоже надо будет поставить скамейки, урны для мусора, возможно и беседки.
Вопрос: А вдруг "Ренова" все же захочет немного подзаработать на аттракционах?
Ответ: Ну не смешите - у них есть на чем зарабатывать. Тем более, что это никак не возможно: музей и Минкультуры России отозвали свои иски к "Ренове" только после того, как компания внесла в договоры аренды позицию о том, что все проекты, осуществляемые на арендованных лесных участках, должны быть согласованы с Минкультуры России. Таким образом, все под контролем.
Вопрос: А вообще, помогает или мешает Вам в работе пристальное внимание общества к проблемам Архангельского?
Ответ: Вряд ли Вы сейчас встретите руководителя, который скажет, что общественное мнение ему мешает. Впрочем, вряд ли кто скажет, что и помогает. Однако, если говорить серьезно, все мы хорошо знаем, что в эпоху электронных СМИ и соцсетей общественным мнением можно очень легко манипулировать. И с помощью "общественного мнения" манипуляторы могут решать свои вполне конкретные задачи, не имеющие никакого отношения к проблемам, которые волнуют общество. Люди, как правило, доверчивы, и часто, не разобравшись в сути дела, выслушав только одну сторону, готовы подписывать петиции и идти на баррикады. Как директор, гарантирую, работа музея всегда будет открыта для по-настоящему транспарентного общественного обсуждения. Но манипулировать общественным мнением, прикрываясь именем музея и его, якобы, насущными интересами мы не позволим. Помимо нового Попечительского совета при музее создается новая общественная структура - Общество друзей Архангельского, на деятельность которой мы возлагаем большие надежды как по части привлечения средств на реставрационные работы, так и по части увеличения потока туристов. Ну, а лично я всегда рад поделиться с журналистами своими планами и ответить на все вопросы, волнующие общество. От людей не прячусь, много общаюсь с посетителями музея и местными жителями.
Вопрос: Подведем итог нашей беседе. Как вы считаете, далеко ли то время, когда Музей-усадьба "Архангельское" вернет себе былую славу одного из самых посещаемых музеев в России?
Ответ: По посещаемости с Петергофом наш музей все равно никогда не сравняется. На то есть объективные причины. Но вернуть Архангельскому былую славу считаю своей обязанностью. И весь наш музейный коллектив на это нацелен. Дело это не легкое. Работа предстоит большая. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, и главное здесь - двигаться в правильном направлении.