«Десерт у князя Юсупова»
 

«Десерт у князя Юсупова»

18.05.2016—31.12.2017

Дворец

Экспозиция «Десерт у князя Юсупова» дарит зрителям уникальный шанс увидеть произведения кондитерского искусства в стиле pièce montée (буквальный перевод с фр. – «собранный из частей») от эпохи Екатерины Великой до времени царя-освободителя Александра II, возможность познакомиться с мало известной гранью жизни дворянской усадьбы: приемом и угощением гостей. Особым образом продуманный и организованный, такой прием составлял одну из важнейших сторон жизни русского загородного поместья.

В Архангельском не раз устраивались официальные приемы: князей Юсуповых посещал император Александр I, бывал здесь и великий князь Николай Павлович, а в 1826 г. имение вошло в программу коронационных торжеств императора Николая I. Неоднократно гостями Юсуповых в усадьбе были Александр II, Александр III и Николай II. В первой трети XIX в. князя Н.Б.Юсупова навещала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, тепло вспоминавшая об этих встречах. В начале XX столетия из соседнего имения Ильинское к Зинаиде Николаевне Юсуповой наведывались члены царствующего дома Романовых: великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна. Среди частных гостей Юсуповых в Архангельском бывали и деятели русской культуры: музыканты, художники, литераторы.

Десерт – не просто завершающая, но самая эффектная, блистательная часть застолья. Традиция эта пришла в Россию из Европы еще в XVIII веке. Возникнув еще в эпоху Возрождения, к концу XVII – началу XVIII в. она достигла своей кульминации. Подача сластей и фруктов была ослепительна и феерична. Их разнообразие и манера сервировки служили мерилом уважения, выказываемого хозяином его гостям, а по представлению блюд судили обо всем мероприятии в целом.

В экспозиции Парадной столовой Большого дома в Архангельском накрыт стол. Он сервирован для десерта в соответствии с этикетом первой трети XIX века. На столе десертный фарфоровый сервиз Юсуповых начала XIX столетия, сохранившийся в кладовых усадьбы. Для украшения центральной части стола воссоздан ансамбль «сюрту де табль» с зеркальным плато. На нем фарфоровые фигуры и светильник – жирандоль конца XVIII в. и, самое главное, – торты, яркие фруктовые десерты и украшения из сахарной пасты. Многосложная композиция оставляет яркое торжественное впечатление праздника жизни, который стремились создать владельцы усадьбы, принимая гостей.

В выставочной экспозиции использованы реконструкции разновременных десертов XVIII – XIX вв., демонстрирующие развитие уникального искусства и фантазии кондитеров. Так, грандиозный торт «Императорский» напоминает об эпохе императора Николая I. Он воссоздан по старинной гравюре с использованием аутентичной рецептуры. Это яркий образец кондитерского искусства первой половины XIX века. Подобные торты-гиганты (их высота иногда достигала от 1,5 до 2,5 – 3 м) кондитеры создавали для особо торжественных случаев: коронационных торжеств, приемов по случаю празднования дня тезоименитства или бракосочетания монарших особ, для важных дипломатических приемов. Десертные украшения «Ротонда» и «Беседка султана» выполнены в традициях сахарных филе XVIII века. Монохромное решение композиций ассоциируется с фарфором-бисквитом, из которого часто делали настольные украшения.

Десертный стол в Архангельском воссоздан по гравюрам 2-й пол. XVIII – сер. XIX вв. Алдисом Бричевсом, знатоком истории кондитерского искусства и умелым кондитером. Количество проектов, реализованных молодым, но уже опытным мастером по заказу различных музеев и других учреждений культуры, приближается к тридцати. Уникальность его изделий в том, что они воспроизведены по старинной технологии: вручную, без применения механизмов и форм для отливки, без механического замешивания и плавления. Это усиливает впечатление подлинности рукотворных шедевров, рождающихся из натуральных ингредиентов: сахарной пасты, нуги, марципана, пастилы и медовых сиропов. Разработал Алдис Бричевс и собственную систему консервации кондитерских изделий из натуральных продуктов, превращающую его десерты в безопасные музейные экспонаты с продолжительным сроком показа.

Десять великолепных произведений кондитерского искусства, созданных Алдисом Бричевсом для Музея-усадьбы «Архангельское», пробуждают своего рода «сладкие воспоминания» об уникальном времени взлета парадного десерта, об эпохе расцвета русской усадьбы в XIX веке, о владельцах и гостях знаменитой подмосковной, о столетнем пребывании вельможной семьи князей Юсуповых в их славном Архангельском.