04.04.2025—06.07.2025
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюмень
С 4 апреля по 6 июля 2025 года в тюменском Музейном комплексе им. И.Я. Словцова пройдет выставка «Античность. Век Просвещения. Сюжеты».
Античная культура заложила основу для современной европейской цивилизации. Именно в те далекие времена были заложены идеалы красоты, образы мироздания и государственные институты. Античность во многие последующие эпохи продолжала занимать умы и сердца образованного общества. В век Просвещения начавшиеся археологические раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланума приобретают особую манию изучения древностей, попыток подражания в творчестве и интерпретации различных мифологических сюжетов.
Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителей усадьбы Архангельское князей Юсуповых и князей Голицыных, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания.
Гравюры Франческо Пиранези с изображением Помпеи «Храм Изиды», «Гробница Мамии», «Руины городских ворот» из собрания князей Голицыных показывают те места, которые своими глазами видели Н.А. Голицын (1771, 1778) и Н.Б. Юсупов (1777, 1782), путешествуя по Италии.
Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана «Аполлон, преследующий Дафну», Луи Гоффье «Орфей», Якопо Амигони «Вакх и Ариадна», Марианно Росси «Вдохновение поэтессы» («Сапфо») и «Вдохновение поэта» («Овидий»), Паоло Батони «Венера и Амур» и др. Картина «Разрушение Трои» голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще в догомеровскую эпоху. Любопытно, что одна из работ «Вакх на бочонке» выполнена русским художником А. Баландиным, крепостным князей Голицыных.
В 1790-е годы князь Н.Б. Юсупов занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных росписях изделий мастеров усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце «Юпитер, Юнона и Ио») и Венской мануфактуры (тарелка «Юпитер и Юнона») на такие же темы.
Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII-XIX веках, составила значимое собрание князя Н.Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского, Философа, Гомера и Эврипида, – дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к «золотому веку» цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям.
Произведения декоративно-прикладного искусства на античную тематику создавали идеальный классический интерьер – барельефы из бронзы, масляные лампы в виде треножника и подсвечники с козлиными головками, мраморные вазы-амфоры, изящные вазы-ароматницы, украшенные сценами жертвоприношений.
Философские и эстетические представления античности легли в основу культуры Средневековья и пышно расцвели в эпоху Ренессанса. Творения античного гения были признаны классикой, которые можно повторить, но превзойти невозможно. По сути, все ключевые идеи европейской культуры были высказаны и воплощены в античности. Горячий интерес Н.Б. Юсупова к литературе и философии Древней Греции нашел свое отражение в его уникальной по объему и значимости библиотеке. Князь не только свободно читал по-гречески, но и занимался аналитическим сравнением различных переводов «Илиады» Гомера, переписывался с ведущими учеными, такими как Л.К. Валькенар, встречался и читал древние рукописи с Ж.Б. Виллуазоном.
Во время своего первого путешествия в 1774-1777 годах по Европе Н.Б. Юсупов посещал различные библиотеки, где знакомился с их устройством, приобретал специальные пособия - руководства по организации книжных собраний и каталогов. В усадебной библиотеке сохранились «Платоновский лексикон Тимея Софиста» Д. Рункениуса и «Пасторали о Дафнисе и Хлое» Ж.-Б. Виллуазона, работы с комментариями тех ученых-эллинистов, с кем князю приходилось беседовать лично. Редчайший экспонат - издание «Трудов великого Гиппократа», напечатанное параллельно на двух языках греческом и латинском во Франкфурте в 1595 году. Книги, посвященные нумизматике и путешествиям, архитектуре и искусствам, театру и истории, атласы, карты, чертежи - многие из них имеют владельческие пометки – показывают насколько разносторонними были интересы князя Н.Б. Юсупова.
В экспозиции представлено 75 предметов из художественных коллекций Государственного музея-заповедника «Архангельское», некоторые демонстрируются впервые. Выставка включает произведения искусства и литературы XVIII столетия, так или иначе связанные с сюжетами античной мифологии, истории, науки, театра и литературы.