Выставки вне музея

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I»

31.05.2022—31.07.2022

Музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец

Музей-усадьба «Архангельское» участвует в выставке, посвященной Москве 1801–1825 годов.

История любого города – это история его жителей. Один из первых залов экспозиции посвящен известным политическим деятелям, оставившим в конце XVIII века госслужбу в Санкт-Петербурге и удалившимся на покой в Москву. Этих удивительных людей иронично называли «московскими бессмертными», но они продолжали играть важную роль в обществе, к их мнению прислушивались и с ними чаще обычного соглашались. На выставке можно увидеть портретную галерею сановников в отставке: ближайшего сподвижника Екатерины II, графа Алексея Орлова‐Чесменского, дипломатов Ивана Барятинского и Ивана Остермана, военного губернатора Юрия Долгорукова и многих, кто вершил судьбы страны в прошлом.

В первой четверти XIX века Москва поражала гостей размерами (она была больше Парижа!) и невероятными, парадоксальными видами. Рядом с дворцами стояли избы, розарии соседствовали с огородами, конские бега на площадях проходили в один день с охотой на медведя. Столичного лоска город был лишен. Большинство улиц не были замощены, и летом зарастали травой, а весной и осенью утопали в грязи. Глинистая почва способствовала возникновению локальных болот – исключительно топких участков, не просыхавших в жару даже под стенами Кремля. Помимо них в Москве было множество чистых рек, ручьев и прудов, где москвичи стирались, купались и ловили рыбу в любую погоду.

В мае 1812 года московским генерал-губернатором был назначен граф Федор Ростопчин, которому почти сразу удалось расположить к себе москвичей. Когда наступление наполеоновских войск на Москву стало неизбежным, Растопчин старательно поддерживал дух горожан – в частности, издавал патриотические объявления, которые вывешивали в людных местах и разносили по домам наподобие театральных афиш. «Ростопчинские афиши» были написаны на простом языке – прочитать их могли каждый обученный грамоте москвич. В экспозиции таких афиш несколько – и все они из коллекции Государственного исторического музея. Также на выставке можно увидеть знаменитое полотно Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году», на время перевезенную из Государственной Третьяковской галереи в «Царицыно».

Главные герои заключительной части выставки – это Осип Бове, Афанасий Григорьев, Доменико Жилярди и другие архитекторы, поднимавшие город из пепла. Москва до пожара и после – два разных города. В первом осталась милая сердцу патриархальность, во втором появились мощеные улицы и архитектурные шедевры, выведшие Москву в ряды первых европейских городов.

Музей-усадьба «Архангельское» предоставил для экспонирования на выставке предметы из книжного собрания, декоративно-прикладного искусства.