Выставки

Собрание российской юридической литературы в библиотеке князя Н.Б. Юсупова

05.02.2022

Колоннада

«…К соблюдению доброго во всем порядка»

Собрание российской юридической литературы в библиотеке князя Н.Б. Юсупова

 

Энциклопедический характер библиотеки князя Николая Борисовича Юсупова (1751–1831) можно демонстрировать бесконечно. Создается впечатление, что не было такой отрасли современного ему знания, которая бы не была в ней представлена. Тем более, если она представляла для владельца не только познавательный, но и практический интерес.

         Одной из таких тематических отраслей было российское право, с которым князю приходилось сталкиваться и как подданному российских монархов, и как помещику, и как высокопоставленному чиновнику. К сожалению, заслуги Н.Б. Юсупова как дипломата, руководителя императорских театров, художественных производств, Императорского Эрмитажа и Оружейной палаты и, конечно, как коллекционера заслоняют от нас тот факт, что с конца 1780-х гг. до начала XIX в. он был сенатором первого, самого важного департамента Правительствующего Сената, а с 1823 г. – членом Государственного совета. И если в деятельности последнего он активного участия не принимал, то о службе в Сенате этого сказать нельзя. Все это – и служба, и активная с конца XVIII в. хозяйственная деятельность – отразились на составе княжеской библиотеки. Более сотни томов печатных и рукописных книг по российскому праву – одна из жемчужин музейного собрания редкой книги. Цель выставки – познакомить посетителя с этой тематической коллекцией.

         Разумеется, самое заметное место в ней занимают издания законов, начиная с Соборного уложения и законов Петра I. В XVIII в., начиная с царствования Петра, они в основном выходили отдельными изданиями и поступали в государственные учреждения и на продажу. Большую их часть составляли небольшие по объему указы и манифесты, для публикации которых хватало одного листа, что делало актуальной проблему хранения. По большей части указы и небольшие законы старались объединять в подшивки за один год или несколько лет. Но с накоплением таких книг пользоваться ими было все более неудобно и их банально не хватало. Поэтому уже с конца 1730-х гг. была сделана попытка издавать ретроспективно под одним переплетом указы предыдущих царствований, а при Екатерине II – и текущее законодательство. Впрочем, с начала 1770-х годов эта традиция прервалась, что приводило к усилению беспорядка в российской правоприменительной практике. Отраслевых кодексов, подобных современным, в России XVIII в. не было, а правоведение только зарождалось. С римским правом российское имело мало общего.

         Попытки преодолеть беспорядок и создать новый свод российских законов, подобный Соборному уложению 1649 г., предпринимались начиная с 1700 г., но все 9 уложенных комиссий не справились с задачей. России не хватало квалифицированных юристов, разработанных кодификационных технологий и представлений о собственной правовой системе.

         Средством преодолеть нарастающий хаос стала стихийная систематизация. Сначала появились рукописные «экстракты» и «своды» (три из них сохранились в библиотеке до нашего времени). Первой же печатной общедоступной «ласточкой» был небольшой «Словарь юридический, или Свод российских узаконений, по азбучному порядку». Ф. Ланганса (М., 1788). За ним последовали многотомные указатели М.Д. Чулкова (М., 1792–1796. Т. 1–5) и Л.М. Максимовича (М., 1803–1810. Ч. 1–10), выдержавшее несколько изданий пособие Ф.Д. Правикова «Памятник из законов, руководствующий к познанию их» (начало издания – 1798). Это не было шагом ни к новому уложению, ни в развитии правоведения, но лишь облегчало работу чиновников, частных юристов и преподавателей и давало шанс обывателю не оказаться совсем уж беззащитным перед лицом государственной машины. 

Однако в царствование Александра I произошли те сдвиги, которые закончились в начале 1830-х гг. изданием Полного собрания законов Российской империи и составленного в соответствии с правилами юридической науки всеобъемлющего систематического Свода законов (1832). Это было и развитие российского правоведения (капитальный труд профессора Московского университета З.А. Горюшкина), и учреждение законосовещательного Государственного совета (1810), и создание постоянно действующей Комиссии составления законов (1803), не только разрабатывавшей, но и публиковавшей проекты кодексов (уложений) по отдельным отраслям права. Библиотека князя Н.Б. Юсупова позволяет проследить и проиллюстрировать этот непростой путь, пройденный российской юридической литературой.

Отдельное место на выставке занимают книги по экономическому праву. Их количество и состав – яркое доказательство глубокого погружения князя в хозяйственные вопросы. Без них наше представление об Н.Б. Юсупове как предпринимателе и человеке не может быть полным.


   Подробнее см.: Боленко К.Г. Российская юридическая литература   

               

Витрина 1: Допетровское и петровское законодательство.

Витрина 2: Указные книги.

Витрина 3: Законодательство Екатерины II и Павла I.

Витрина 4: Законодательство Александра I.

Витрина 5: Экономическое право.

Витрина 6: Правоведение, систематизация и кодификация.