Парк

Архитектурно-парковый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, черпавшего основные понятия о красоте в искусстве античности. Парк рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б. Юсуповым постоянно совершенствовался. Это одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII – начала XIX столетия. По композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. Cтрогая логика и равновесие в архитектуре и композиции парка роднят Архангельское с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими регулярными парками, а его пейзажные рощи кажутся набросанными кистью английского ландшафтного архитектора.

История создания

Исторически въезд в усадьбу осуществлялся по Императорской аллее, ведущей от Московской дороги к дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Аллея подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.

Замкнутое пространство двора с красочной клумбой в центре опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление. Этот эффект прежде усиливался живописной декорацией на каменных стенах кулис, закрывающих фасады флигелей: изображенная колоннада зрительно продолжала реальные колонны с виднеющимся позади них парком. Летом перед колоннами попарно устанавливали принесенные из оранжерей померанцевые деревья в кадках, а самое большое дерево размещали в центре. На этом месте в конце XIX века появилась скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (копия с античного оригинала).

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII века был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в ряд террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка – это сеть боскетов и шпалер, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском стиле.

Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, композиционно напоминает Парадный двор, но по отделке она ближе к дворцовому интерьеру. Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы расположена скульптурная группа «Геркулес и Антей» – произведение мастера XVIII века, замыслом восходящее к творениям Микеланджело. На балюстраде верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и нижнюю террасу парка, окаймляющую верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло.

Сочетание строгих партеров регулярного парка с березами, елями и кустами сирени придает особую прелесть полянам нижней террасы. По обе стороны от фонтана – мраморные скамьи, за ними – две скульптуры «Амур, вырезающий лук из палицы Геракла», а ближе к пейзажному парку – копии античных статуй «Артемида с ланью» и «Аполлон Бельведерский».

Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории частей света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные египетские гермы словно охраняют вход в грот со статуей Венеры Медицейской.

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 метров) нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения. От декорации голицынского периода по ее краям стены сохранились небольшие руинные арки из дикого камня, напоминающие о бренности мира, представленного мраморными изваяниями.

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в конце XVIII – начале XIX века, насчитывает около двухсот произведений и является уникальным собранием. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII столетия с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б. Юсуповым в Карраре, в мастерских Сантино Петровича Кампиони в Москве и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.

Большой партер

Одна из наиболее значительных частей парка – Большой партер. Огромный прямоугольник (240×70 м), окруженный зелеными шпалерами, аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями (сейчас в реставрации), образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи. Прежде даже цветники в парке Архангельского соответствовали общему стилю: они величественно обрамляли гладкие плоскости поверхности партеров, образуя яркую кайму на зеленых коврах.

Южную границу Большого партера определяют две статуи боргезских бойцов (копии с античных памятников). До середины 1930-х годов на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными в другое место.

По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов – небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций. Один из боскетов близ подпорной стены нижней террасы при Н.Б. Юсупове был превращен в вольер с фазанами, павлинами, редкими породами кур и индеек. Боскеты близ оранжерей на холме у Москвы-реки использовались для выращивания рассады для других частей парка. В боскете близ малого дворца «Каприз» устроили открытый манеж с извилистой дорожкой для выездки лошадей и увитыми зеленью трельяжными нишами для отдыха наездников в тени.

Фонтаны

В конце XVIII века князь Н.А. Голицын выстроил в своем имении гидравлическую машину по проекту и под руководством шведского инженера Ф.Е. Норберга. Н.Б. Юсупов усовершенствовал систему подачи воды, построив паровую машину на речке Горятинке.

В середине XIX века среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан – маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В центре нее размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».

Пейзажный парк

Пейзажный парк Архангельского был намного обширнее регулярного и состоял из нескольких рощ. Деревья различных лиственных и хвойных пород соединялись здесь в живописных композициях, напоминая о пейзажных полотнах в парадных залах Большого дома. На западе усадьбы, в Князьборисовой роще, газоны были украшены лентами розариев, в центре Аполлоновой рощи была устроена так называемая Аполлонова звезда – восемь аллей сходились в центре к бюсту покровителя муз. На краю леска, спускавшегося к Горятинским прудам, находились десятки теплиц, в которых в любое время года выращивали диковинные плоды – финики и ананасы, землянику и огурцы. На месте полей к северу от дворца располагались Быкова, Прусская, Малиновая рощи с аллеями для прогулок верхом.

Оранжереи

Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки (разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е). Каждая из них напоминала настоящий зимний сад и была фланкирована жилыми трехэтажными флигелями. К востоку от Лавровой находились «Римские ворота» – монументальная, словно ушедшая наполовину в землю, арка (разобрана около 1960 года). По сторонам от оранжерей архитектор В.Г. Дрегалов выстроил две беседки-миловиды (не сохранились; в 1970-е реконструирована одна из них). Стоявшие на южном склоне холма «подгорные» оранжереи предназначались для сохранения деревьев в зимний период. В 1827 году между княжеским парком и старинным селом насадили купленный у Разумовских ботанический сад.

По сохранявшейся с XVIII века моде в духе сентиментализма в Архангельском содержали ферму с английскими и тирольскими коровами, носившими имена античных богинь – Диана, Артемида, Гера, Церера… Выбранные не только для пользы, но и за красоту, они живописно паслись на лугах у реки.

Памятники

Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны. В 1819 году в западной части регулярного парка по проекту Е.Д. Тюрина был выстроен небольшой, похожий на античный портик, храм-памятник Екатерине II. Императрица предстала здесь представлена в облике древнеримской богини правосудия Фемиды. Статуя исполнена по модели скульптора М.И. Козловского. На стене позади фигуры воспроизведены слова из поэмы великого поэта Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX века память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III. Стоявшие на оси Большого партера колонны Александра II и Николая II были разрушены в 1930-е годы.

В восточной части парка, близ нижней террасы, находятся два самых поздних памятника. Бронзовая фигура юноши с гаснущим факелом – аллегория «Скорбь», единственная в России работа немецкого мастера К.Г. Барта, установленная в Архангельском в 1908 году. В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, установлен памятник А.С. Пушкину. Ансамбль Пушкинской аллеи был создан архитектором Н.В. Султановым в эпоху неоклассицизма и органично дополнил образ парадной части усадьбы.