Сонетка—это не стихотворение!

Свое название этот очень популярный в XIX—начале XX века предмет  получил не от итальянского слова «sonetto»—«лирическое стихотворение из 14 строк», а от французского «sonnette»—«колокольчик», «звонок». В модном журнале «Московский телеграф» (№ 4, 1829) сообщалось: «Дамы вышивают на длинной узкой полосе канвы цветы, особливо розы, и такие полосы служат шнурками для звонков».

Сонетка из Музея-усадьбы «Архангельское» представляет собой прямоугольную полосу холста длиной 88 см и шириной 10 см, вышитую мельчайшим разноцветным стеклянным бисером швом «полукрест» по счету нитей холста (каждый стежок—через две нити). Ее рисунок состоит из гирлянды, образованной цветами примул, роз и тюльпанов, а также ягодами ежевики и малины с листьями. Гирлянда обрамлена бордюром с геометрическим орнаментом. Сонетка ранее входила в собрание предметов старины купца М.Н. Бардыгина, а в 1930 году была передана в Музей-усадьбу «Архангельское» из Егорьевского краеведческого музея.

Сонетки обычно висели во многих комнатах господских домов—гостиных, кабинетах, гардеробных или спальнях—вертикально у стены. Верхним концом сонетка прикреплялась к металлической детали с колечком, которое надевалось на проволоку, идущую по карнизу под потолком в комнату прислуги к колокольчику. Когда сонетку тянули за нижний конец, колокольчик звонил, вызывая прислугу. Для удобства пользования к нижнему концу полосы крепилась деталь с диском, кольцом или ручкой. К сожалению, на сонетке из Музея-усадьбы «Архангельское» в процессе бытования эти элементы были утрачены.


Судя по сохранившимся на одном из концов четырем петлям, сонетка впоследствии была переделана под пояс. Крючки на другом ее конце также не сохранились. Однако, женские пояса, вышитые бисером, нитками или стеклярусом, появляются только в конце XIX века с модой стиля модерн и по своему рисунку сильно отличаются от стиля бидермайер (поздний ампир) сонетки из Музея-усадьбы «Архангельское». К тому же и объем талии—88 см—для дамы великоват. Скорее всего, сонетка была отдана в церковь в качестве благочестивого вклада и там приспособлена под пояс для священника. Аналогичная переделанная сонетка хранится в коллекции Музея-заповедника «Дмитровский Кремль». В коллекции Е.С. Юровой есть пояс первой половины XIX века с похожим на сонетку из Музея-усадьбы «Архангельское» цветочным рисунком и почти такой же длины. Принадлежал он, по свидетельству владелицы, священнику.

Несмотря на кропотливость и трудоемкость подобных вышивок (в 1 кв. см бывает до 90 бисеринок), это занятие не считалось современницами тяжелой, рутинной работой. Рукоделие вообще, и бисерное в частности, было частью усадебной жизни. Процесс создания бисерных изделий воспринимался дамами как приятный и любимый досуг, форма самовыражения, художественное творчество наряду с рисованием, музицированием и сочинением стихов.

В отличие от вышивок шерстью и шелком, бисерное рукоделие с годами не меркнет, не выгорает, сохраняя первоначальную яркость красок и колорит. Однако, за долгую жизнь и интенсивное использование, которые выпали на долю сонетки из Музея-усадьбы «Архангельское», холст ее основы по краям потерся, в некоторых местах посекся до дыр. Из-за обрывов нитей вышивки бисер осыпался и имелись его утраты. Светло-голубой бисер одного сорта, вследствие нарушения технологии его производства, частично разрушился: бисеринки трескались, раскалывались на половинки и осыпались так, что в отдельных местах на вышивке остались только прикрепляющие их нити. По наличию этого разрушающегося сорта голубого бисера, а также другим технологическим и художественно-стилистическим признакам, было определено время создания сонетки—1830-е годы.

В ходе проведения в 2018 году реставрационных работ (реставратор И.Ю. Меркулова) разрушающийся бисер был покрыт раствором синтетического клея—поливинилбутираля. Утраты в холсте, на котором сделана вышивка, восполнены бязью, секущиеся нити холста укреплены иглой с тонкой нитью. Также шелковой нитью были укреплены обрывы нитей вышивки и осыпающийся бисер; аналогичным бисером восполнены его утраты с восстановлением рисунка сонетки. Все реставрационные работы, учитывая мельчайший размер бисера, проводились при помощи специальной лупы с увеличением в 2 и 4 раза. А реставрация более поздней, чем вышивка, но находившейся в худшем состоянии сохранности шелковой подкладки с печатным рисунком из якорей и цепей была выполнена ранее, в 2002 году. При этом подкладка была продублирована, то есть пришита на новую тонкую шелковую ткань, и иглой с шелковой нитью укреплены сечения, разрывы и края утрат.

Таким образом, сонетке была продлена жизнь. Теперь этот интересный предмет декоративно-прикладного искусства проживет еще долгие годы, радуя посетителей Музея-усадьбы «Архангельское» своей немеркнущей красотой и удивляя мастерством, трудолюбием и безупречностью вкуса создавшей его дамы.

 

Меркулова Ирина Юрьевна,

художник-реставратор по бисеру I категории

сектора реставрации Музея-усадьбы «Архангельское»