Кафтан

Краткое описание

Парадный дворянский кафтан. Франция или Россия?

Кафтан от мужского парадного костюма поступил в музей-усадьбу «Архангельское» в 1930 году из усадьбы «Остафьево» при ликвидации там музея и мог принадлежать князьям Вяземским или графам Шереметевым. В 1962 г. хранитель Л.И. Якунина определила, что кафтан — русской работы 80-х годов XVIII века. Впоследствии хранителем О.М. Фроловой он был атрибутирован как Россия (?), последняя треть XVIII века (илл. 1).


Название: Кафтан


Полное научное описание

Кафтан сшит из коричневого полосатого шёлка, типичного для второй половины XVIII столетия. Он украшен аппликацией из тюля и вышивкой теневой гладью с «вливанием тонов» разноцветным шёлком, которая составлена из букетиков с ирисами и маргаритками, листьев и трав (илл. 2).

 

Мужские парадные костюмы с похожими вышитыми кафтанами нередко встречаются в музеях и частных коллекциях нашей страны и за рубежом (илл. 3). Аналогичные вышивки из Государственного Эрмитажа датированы 1780-ми годами и традиционно считаются французской работой (илл. 4, 5). Кафтан из точно такой же, как в музее «Архангельское», ткани с аналогичным рисунком вышивки, сделанной по одинаковой технологии, хранится в Государственном Историческом музее (инв. № 57128/Б-255) и атрибутирован как Западная Европа (?), вторая половина XVIII века.

Все костюмы сначала вышивали по рисунку на фабрике или в мастерской, а уже затем кроили и шили (илл.6). Заготовки (отрезы, купоны) вышитой ткани для кафтанов привозились в Россию в 1750-80-х годах в большом количестве. Во Франции они назывались «habit a la disposition» ( фр.- размещение, расположение платья), в России — «шитьё шёлковое на кафтан». Мода на французские парадные вышитые дворянские костюмы, которая в самой Франции завершилась в 1789 году с началом Великой буржуазной революции, в России продолжалась до восшествия на престол Александра I в 1801 году. Император Павел I, увидев в новой французской моде проявление вольнодумства и революционного духа, повелел запретить ношение «демократических» фраков, круглых шляп и других вещей.

Так где же был вышит кафтан из музея «Архангельского» — во Франции или России? «На взгляд» отличить французскую работу от русской практически невозможно. Если не известна история бытования предмета, то наиболее достоверный признак — наличие клейма изготовителя. И такое клеймо в форме стилизованного креста реставратор И.Ю. Меркулова обнаружила на изнанке ткани кафтана, под подкладкой, сзади, на подоле при его реставрации в 2005—2006 годах. В центре клейма — дробь, в числителе которой напечатано «ШЕЛКЪ», в знаменателе — год: 1793. В лопастях креста по кругу расположены буквы: САНК — ТПЕТ — ЕРБУ. Четвёртая лопасть креста была отрезана при раскрое (илл.7).

Это клеймо позволило И.Ю. Меркуловой атрибутировать кафтан как: Россия. Санкт-Петербург. 1793—1801. Шёлковая и золотошвейная фабрики Амвросия Барбазана (?).

В конце XVIII века в Санкт-Петербурге работала только одна фабрика, где вышивали мундиры офицерам и «платье для господ мужское и женское золотое и серебреное с шелками разных цветов. Для производства золотошвейного дела нанимаются мастерицы поденно». Принадлежала она Амвросию Барбазану, вероятно, выходцу из Франции. Также он владел и шёлковой фабрикой, выпускавшей ткани, но, поскольку образцов клейм его фабрик найти не удалось, то принадлежность к ним ткани с вышивкой пока остаётся под знаком вопроса.

Кафтан долгое время интенсивно носился, неоднократно перекраивался и перешивался. Вероятно, когда он вышел из моды, то использовался для домашнего театра или был отдан донашивать прислуге. Сзади по обе стороны от центрального разреза ткань в складках была срезана и разрезы для ношения шпаги зашиты, обшлага рукавов переделаны на разрезные. Уже с конца 1760-х годов они делались небольшими, к 1790-м стали неразрезными и пришивались к рукавам (илл. 8). Воротник-стойка был перешит в отложной. Стоячие воротники у кафтанов вошли в моду в 1782—83 годах, а в 1790-х они стали настолько высокими и неудобными, что упирались в шею (илл.9).

 

Первоначальная подкладка, фрагмент которой при реставрации нашёлся внутри обшлага рукава, была сделана из зелёной шелковой тафты. Не ранее, чем во второй половине XIX века, её заменили на светло-голубую атласную. На новой подкладке были пятна и брызги краски. На тканях кафтана и подкладке имелись потёртости, сечения, разрывы и утраты.

 

В 1986 году кафтан был передан для реставрации в ГЦХНРМ им. И.В. Грабаря, где частично распорот по швам и в таком виде возвращён в музей.

В ходе реставрации 2005-2006 годов в секторе реставрации музея-усадьбы «Архангельское» выполнены следующие виды работ:

- выведение пятен органическими растворителями,

- укрепление аппликации из тюля иглой с шёлковой нитью по периметру утрат,

- фрагментарное дублирование (пришивание) тканей кафтана и подкладки на новое тонированное шёлковое основание с восполнением утрат и укреплением разрывов, сечений и краёв утрат иглой с газом (тонкой шёлковой нитью),

- демонтаж (отпарывание) воротника и придание ему первоначального вида — стойкой, в соответствии с аналогами, с установкой для жёсткости прокладки из холста,

- монтаж кафтана: пришивание подкладки (чтобы можно было увидеть клеймо, решено подкладку на подоле сзади в этом месте частично не пришивать), сшивание распоротых швов, обшлагов (по аналогам),

- придание экспозиционного вида отпариванием на манекене.

В результате проведённых работ этому уникальному из-за имеющегося клейма памятнику декоративно-прикладного искусства придан экспозиционный вид, после чего он неоднократно выставлялся в музее-усадьбе «Архангельское».



Меркулова Ирина Юрьевна, художник-реставратор по тканям и бисеру I категории сектора реставрации музея-усадьбы «Архангельское».

 

Иллюстрации:

  1. Кафтан от мужского парадного костюма. Россия (?), последняя треть XVIII в. Музей-усадьба «Архангельское», до реставрации, фото 1986 года
  2. Фрагмент вышивки парадного кафтана. Музей-усадьба «Архангельское», до реставрации 2005—2006 годов
  3. Придворный костюм. 1790-е, шёлк, вышивка шёлком. Музей Виктории и Альберта, Лондон
  4. Деталь камзола. Франция. 1780-е, шёлк, шёлковые нити, вышивка гладью, стебельчатым швом. Государственный Эрмитаж
  5. Образец вышивки для камзола. Франция. 1780-е, бархат, тюль, шёлковые нити, синель, вышивка гладью, узелковым швом, аппликация. Государственный Эрмитаж
  6. Вышивальная мастерская. Иллюстрация к главе «Искусство вышивальщика» из «Энциклопедии художественных ремёсел» Д. Дидро. Франция, Париж. 1770, т. 29.
  7. Клеймо на ткани кафтана из музея-усадьбы «Архангельское». 1793. Санкт-Петербург
  8. Фрагмент кафтана. Англия. 1790—1800, шёлк, вышивка гладью. Коллекция А. Васильева
  9. Костюм парадный великого князя Александра Павловича. Конец XVIII в. Государственный Эрмитаж
  10. Парадный кафтан. Россия. Санкт-Петербург. 1793—1801. Шёлковая и золотошвейная фабрики Амвросия Барбазана (?) Шёлк, тюль, атлас (подкладка), шёлковые нити, вышивка гладью, аппликация. Музей-усадьба «Архангельское», после реставрации 2005—2006 годов на манекене.