Каретных дел мастера. Возрождение уникальных коллекций

Реставратор не встречается с посетителем лицом к лицу. Но плоды его труда помогают музейщикам воссоздавать точную картину истории и культуры.

Возрождение уникальных предметов из коллекций экипажей, сбруи и упряжи Музея-усадьбы «Архангельское» состоялось благодаря мастерству высококвалифицированных специалистов-реставраторов, которые тщательно исследовали уникальные экспонаты, раскрывали тайны старых мастеров, подбирали материалы и технологии, аналогичные тем, что использовались в XVIII-XIX столетиях.

Скрупулёзная работа заняла несколько лет, и невозможно подробно рассказать обо всех её этапах. Однако дадим слово самим реставраторам.

Козьмин Александр Алексеевич, художник-реставратор, искусствовед, руководитель мастерской реставрации.

Для многих людей слово «карета» ассоциируется с формами экипажей XVIII столетия. Пожалуй, именно «галантный век» явился временем создания классических образцов экипажей.

Работа реставратора подобна ювелирному искусству, но очень важно провести ещё и специальный комплекс предварительных исследований физико-химических, исторических, искусствоведческих и методологически правильно организовать процесс. В этом смысле реставрация родственна врачебной практике—сначала мы должны поставить правильный «диагноз», а затем приступить к работе.

Ануфриева Наталья Васильевна, художник-реставратор по коже и ткани.

Всё начинается с составления плана реставрационных работ, а именно: последовательность операций определяется строго индивидуально для различных деталей предмета. Материалы для работ используются опробованные в реставрационной практике и прошедшие проверку временем. Главный принцип реставрации: не навреди.

Козьмин А.А.

Некоторые думают, что реставрировать просто: купил краску, подновил и перекрасил… Но это на уровне обыкновенного ремонта, а в нашем случае всё намного сложнее. Мы относимся к каретам как к произведению искусства, а работа становится сложной не сама по себе—важно ‒ как ты к ней относишься.

Синельников Дмитрий Сергеевич, художник-реставратор по золочёной и полихромной резьбе.

Прежде чем приступить к реставрации необходимо определить из какой древесины сделаны те или иные детали, сколько слоёв краски использовали в прошлом и каков химический состав этих красок. Кроме того, выяснить, является ли нижний пласт самым ценным, а для этого требуются узкоспециализированные знания и глубокие знания истории реставрируемого предмета.

Все реставрационные процессы должны быть обратимы, чтобы в любой момент при ошибке реставратора можно было сделать шаг назад. Важно не создавать фальсификацию и мистификацию, не делать произведение таким, как будто оно только что вышло из-под руки мастера.

В музее постоянно работает Научно-реставрационный совет, которому реставраторы предоставляют данные. Всё это чётко фиксируется в протоколах, изучается, а затем принимается решение, в каком виде карету увидят наши посетители.

Бирюков Алексей Федорович, художник-реставратор по металлу.

При реставрации деталей из бронзы с позолотой, например, для расчистки шляпок гвоздей, которые идут по периметру кареты, применялись деревянные стеки, изготовленные из твёрдых пород дерева, заточенные в соответствии с конфигурацией поверхности. Консервационное покрытие (шеллак), применяемое мастерами для сохранения блеска, убиралось с помощью этих деревянных стеков: аккуратное надавливание—и шеллак убирается, а под ним—сохранившаяся бледновато-зеленоватого цвета позолота.

Синельников Д.С.

Когда мы начали расчищать поворотный круг, а мы с него начали, казалось, что в три года, которые по договору были выделены на реставрацию кареты, мы не впишемся. Вот, например, хотя бы эта розочка, что была под малиновой краской. Вся вздута, краска и позолота отходили от основания. Да ещё в махрах ржавчины. При механической расчистке появилось золото. Это значило, что розочка будет другой. Поворотный круг был весь равномерно покрыт красной краской. И как позднее выяснилось, под краской тотальное золочение.

Козьмин А.А.

Кареты—это не только редкий вид транспорта прошлого, но и произведение искусства. Постепенно сложился коллектив мастеров, и опыт накопленный нами во многом уникален, поскольку на протяжении многих лет реставрация экипажей была и остаётся одним из основных видов нашей деятельности.

В нашей группе по реставрации карет в Архангельском работали замечательные специалисты: (далее перечисление?). Сознание того, что с нашей помощью сохраняются редкие исторические памятники—не только приятно, но и значимо.

Ануфриева Н.В.

В 2014 году в Музее-усадьбе «Архангельское» началась научная реставрация Дормеза.

При демонтаже в салоне кареты были обнаружены: подлинная обивка потолка светло-бежевого цвета; в левом верхнем углу, над сидением - портрет мужчины, выполненный карандашом; на боковых стенках—спрятанные кнопки, нажатием которых открываются потайные дверцы с двух сторон сидения.

Двери, спинка и подлокотники сидения для слуг были также обиты поновительской тканью. Эта «поновительская» реставрация была осуществлена на киностудии имени Горького в 1964 году, когда Дормез был взят из музея «Архангельское» на съемки фильма «Обыкновенное чудо».

При научной реставрации утраченные детали были восполнены по аналогии сохранившихся; красочные покрытия очищены от глубоких загрязнений по всей поверхности кареты; укреплены отставания красочного слоя и удалены поновления; устранена деформация кожи; восполнены утраченные фрагменты и детали на коже, дереве, ткани; очищен от коррозии металл.

Воронин Илья Васильевич, художник-реставратор по резному золочёному дереву

Разобраться в реставрируемом памятнике можно только рассматривая его на фоне исторических событий, стилистических и технологических особенностей изготовления.

Но полную картину получаешь, когда пропускаешь предмет через свои руки, понимая образ мысли автора, последовательность работы и той истории, которую пришлось пережить его творению.

Так, например карета мастера Иоганна Конрада Букендаля, сохраняя в целом свой облик, неоднократно поновлялась. После удаления поздних слоёв обнаружилось, что стан кареты был вызолочен полностью, а затем на фоновых поверхностях, подчёркивающих пластику формы, нанесён красочный слой красного цвета. Традиционно же золотились только отдельные декоративные элементы, поэтому ещё нельзя сказать с полной уверенностью задумывалась ли карета полностью золотой или уже после изготовления автор решил нанести цветную разделку. Есть ещё одно предположение—золочение выполнено в качестве подложки под цветной лак, которое тоже имеет основание.

Вообще, работая с экспонатами разных исторических периодов и мастеров, крайне любопытно наблюдать развитие технической мысли в совокупности с эстетикой соответствующей эпохи.

Более подробно с процессом реставрации можно ознакомиться ниже

Реставрация кареты И.М. Юсуповой

Реставрация кареты князя