9 марта Живопись в камне

Искусство глиптики, миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, восходит к временам глубокой древности. Особенно ценились камеи – геммы с рельефным изображением. Их изготавливали на многоцветных камнях. Сюжеты отражали почти все стороны жизни древнего мира, включая искусство, театр, литературу, религию, политику и быт. Многие известные памятники, прославленные картины и статуи античности воспроизводились резчиками в миниатюрной форме. Недаром камеи называют «живописью в камне».

В XVIII веке с возрождением интереса к античности, в том числе к резным камням, появляются целые коллекции слепков с гемм. Они подбирались по тематическому признаку и делились на мифологические и исторические сюжеты. Одной из самых известных была коллекция, созданная дрезденским мастером Филиппом Даниэлем Липпертом (1702–1785) и получившая название Дактилиотека (так в древности обозначали собрания резных камней и перстней). Она состояла более чем из 3000 гипсовых оттисков с античных образцов. Это была своего рода иллюстрированная энциклопедия по истории, культуре и искусству Древней Греции и Рима в резных камнях. Дактилиотека Липперта неоднократно тиражировалась, выходила в нескольких изданиях с комментариями на латинском и немецком языках и была приобретена множеством школ, университетов и других учебных заведений.

В библиотеке князя Николая Борисовича Юсупова (1751–1831) в Архангельском также хранилась эта коллекция слепков – в футлярах и выдвижных планшетах. Историк искусства, крупнейший представитель немецкого Просвещения Иоганн Иоахим Винкельман советовал применять ее в обучении «для воспитания способности воспринимать прекрасное в искусстве».

Галерею образов открывают могущественные боги Олимпа. В комментариях к «Дактилиотеке» их имена звучат в соответствии с древнеримской мифологией: Юпитер, Юнона, Нептун, Церера, Минерва, Аполлон, Диана, Вулкан, Венера, Марс, Меркурий, Дионис. Они вершат судьбы мира и людей, но и сами подвластны человеческим страстям. Об этом свидетельствуют их многочисленные деяния.

Вот грозный Юпитер на колеснице сражается с гигантами. Эту гемму И.И. Винкельман помещает на титульный лист второго тома своего главного труда «История искусства древности». На другом изображении Юпитер, обратившийся в быка, похищает Европу. Вот богиня плодородия Церера с факелом в руках разыскивает свою дочь Прозерпину, унесенную Плутоном в подземный мир. Рядом покровитель искусств Аполлон, победивший в музыкальном состязании сатира Марсия, жестоко карает проигравшего.

Многочисленные сюжеты античной мифологии были очень популярны в разные времена и нашли отражение в литературе, живописи, скульптуре и музыке, оказав огромное влияние на мировую культуру.


Соколова Е.В., научный сотрудник Государственного музея-усадьбы «Архангельское».