7 сентября

Мифологическая дактилиотека для школ

Начался новый учебный год. После долгих летних каникул дети опять пошли в школу. Занятия в этом году могут быть не только очными, но и дистанционными с использованием онлайн-уроков и различных образовательных интернет-ресурсов.

Каким было образование 200 лет назад, когда еще не было ни компьютеров, ни интернета? Большинство дворянских детей в первой половине XIX века обучалось дома. В продолжение традиций XVIII века в качестве учителей приглашались иностранцы, преимущественно французы, немцы, англичане.

Как правило, основное место в системе домашнего образования занимали языки, отечественная и иностранная словесность, история и география. Естественные науки преподавались в том объеме, который определялся возможностями и желанием родителей и учеников. Важным дополнением домашнего образования являлось наличие богатой библиотеки, которой могли пользоваться дети.

В качестве учебных пособий были распространены книги, журналы, детские альманахи научно-познавательного свойства. Одним из интересных видов визуальных материалов для детей были коллекции слепков с гемм, воспроизводящие, как правило, античные образцы глиптики, миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Слепки служили, как правило, для изучения иконографии мифологических и исторических персонажей, своего рода иллюстрациями к литературным произведениям античности.

Существовали различные тематические подборки слепков с гемм, так называемые дактилиотеки. Одной из них была «Мифологическая дактилиотека для школ», выполненная в 1781 году в художественной мастерской Карла Христиана Генриха Роста в Лейпциге. Подборка из 120 слепков, комментарии к которым составил профессор античности и философии Антон Эрнст Клаузинг, знакомила с греческой и римской мифологией на примере 15 богов.

Подобно современной фотографии, оттиски с резных камней точно передавали облик изображаемого предмета и его деталей, приобщая тем самым юных почитателей прекрасного к идеалам античной красоты и стиля.

 

arh_dialect_02.jpg arh_dialect_03.jpg
    Клаузинг А.Э. «Опыт мифологической дактилиотеки для школ, или Введение в греческую и римскую мифологии: для объяснения классических авторов и памятников искусства на античных резных камнях». Лейпциг. 1781. Титульный лист.      Мастерская К. Х. Г. Роста. Мифологическая Дактилиотека  для школ А. Э. Клаузинга. Германия. Не ранее 1781 г. – первая треть XIX в. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. Слепок с геммы. Аполлон и Марсий. 50 х 44 мм.
arh_dialect_04.jpg arh_dialect_05.jpg
     Мастерская К. Х. Г. Роста. Мифологическая Дактилиотека  для школ А. Э. Клаузинга. Германия. Не ранее 1781 г. – первая треть XIX в. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. Слепок с геммы. Нептун. 33 х 41мм      Мастерская К. Х. Г. Роста. Мифологическая Дактилиотека  для школ А. Э. Клаузинга. Германия. Не ранее 1781 г. – первая треть XIX в. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. Слепок с геммы. Церера. 27 х 22 мм.
arh_dialect_06.jpg arh_dialect_07.jpg
     Мастерская К. Х. Г. Роста. Мифологическая Дактилиотека  для школ А. Э. Клаузинга. Германия. Не ранее 1781 г. – первая треть XIX в. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. Слепок с геммы. Вакх, Ариадна, сатир и фавны. 34 х 42 мм.      Мастерская К. Х. Г. Роста. Мифологическая Дактилиотека  для школ А. Э. Клаузинга. Германия. Не ранее 1781 г. – первая треть XIX в. Сера, картон; оттиск в форме, золочение. Слепок с геммы. Меркурий. 28 х 23 мм.

Е.В. Соколова, научный сотрудник ГМУ «Архангельское».