Музейный календарь

3 февраля

Восточные сокровища

В собрании керамики Музея-усадьбы «Архангельское» представлена относительно небольшая коллекция восточного фарфора, в состав которой входят вазы работы китайских и японских мастеров XVII – XIХ веков. История бытования её целиком связана с имениями князей Юсуповых: Московским и Петербургскими домами, селом Спасским и усадьбой Архангельское. Эта коллекция наглядно отражает историю увлечения восточной керамикой в России на протяжении XVIII – XIX столетий.

Князь Н.Б.Юсупов, как яркий представитель века ХVIII, так же был увлечен фарфором и как любитель, знаток прекрасного, и как должностное лицо, возглавлявшее десять лет Императорский фарфоровый завод (225 лет назад Н.Б. Юсупов управлял Императорскими фарфоровым и стекольным заводами).

Наибольшую ценность музейного собрания представляет уникальная японская часть коллекции фарфора – фарфор ко-Имари (старое Имари) из 28 ваз, расписанных в стиле «нисикиде» (так называемый «парчовый стиль») во второй половине XVII и начале XVIII века. Эти вазы, а в ряде случаев комплекты из трёх или пяти ваз, были созданы японскими мастерами для экспорта в Европу.

Монументальные вазы конца XVII – начала XVIII столетия были тяжелыми, толстостенными, овоидной или горшкообразной формы. Обжигать предметы больших размеров было по тем временам очень трудно – они оседали или теряли форму. Отсюда их массивность. Среди ранних образцов встречаются парные вазы, слегка различающиеся по высоте. Горловины ваз обычно широкие, круглой, реже шести- или восьмигранной формы, ручки отсутствуют. Съемные куполообразные крышки имели хватки (шишечки) в виде бутона лотоса, скульптуры льва или петуха. Европейская знать особенно ценила наборы из пяти ваз: трёх – овоидной формы и двух – в виде кубков, декорированных в едином стиле. Художественный эффект дворцовых ваз зависел, главным образом, от росписей, выполненных в стиле нисикидэ и до сих пор удивляющих пышностью и великолепием. Их сюжетная основа довольно проста – преимущество отдается цветами и травам. Основой колористической гаммы этих изделий является традиционная комбинация синего и красного (кобальт и железная красная), но она дополнена железной черной, золотом и разноцветными эмалями.

В парадных залах их устанавливали на каминных полках, на специальных подставках или горках. Так, в Парадной столовой Дворца восточные сокровища расставлены на двух открытых горках.