27 марта

День Театра

В День театра невозможно умолчать о том, что князь Н.Б. Юсупов (1751-1831) был "директором над музыкой и зрелищами" - так называлась должность директора Императорских театров. Именно Юсупов ввел правило нумерации мест в зрительном зале и контрактную систему взаимоотношений театров с актерами.

Выйдя в отставку, князь в своем подмосковном Архангельском осуществил свои самые смелые планы. Задумка строительства здания театра в загородной усадьбе, несомненно, неординарна не только для современников князя, но и для нас, живущих в XXI веке.

Но обо всем по порядку.

Одной из вельможных затей было приспособление под театр по европейскому образцу здания Манежа, выстроенного в Архангельском прежним владельцем усадьбы князем Н.А.Голицыным ( 1751 -1809). В реализации проекта, выполненного Пьетро Гонзагой, приняли участие архитекторы О.Бове, Е.Тюрин, С.Мельников.

Театр был задуман как сюрприз для приема императора Александра I при посещении им Архангельского в дни празднования пятилетия окончания войн с Наполеоном.

По замыслу Гонзаги, театральное зрелище представляло собой многократную смену декораций под музыку. Раскрывающиеся полотна – «Мраморная галерея», «Таверна», «Тюрьма» и другие – заставляли переживать сидящих в зале разные, порой противоречивые чувства. В этом был глубокий смысл такого спектакля. Под влиянием виртуозного соединения иллюзорных перспектив декорационных полотен Гонзаги и архитектуры зрительного зала театра грань между вымыслом и реальностью стиралась, завораживая зрителя.

«Следуя врожденному влечению, я усвоил привычку называть «музыкой для глаз» все зримые украшения» – писал в одном из своих трактатов Пьетро ди Готтардо Гонзага, чье имя до сих пор является символом блистательного искусства театральной сценографии.

Театр Юсупова и Гонзаги, эта жемчужина Архангельского, в силу своей уникальности принимает посетителей только в летний сезон, на экскурсии, проходящей только один раз в субботу или воскресенье. О начале экскурсий можно узнать на сайте музея-усадьбы.