26 марта

Фаберже. Московское отделение и столовое серебро. Из невошедшего

Имя Карла Фаберже в сознании нескольких поколений людей прочно ассоциируется с ювелирными украшениями и пасхальными яйцами. Выставка «Империя Фаберже. Эскизы для уникальных серебряных изделий» раскрывает малоизвестную сторону деятельности прославленной фирмы – производство предметов столового серебра. В Москве работало много фирм и мастерских, но именно Карл сделал эту роскошь доступной для среднего класса и интеллигенции. Вопрос соотношения цены и качества не укладывается в общепринятые рамки: в магазине Фаберже качество могло быть выше стоимости изделия…

Несколько рисунков при подготовке выставки не вошли в экспозицию. О двух из них – акварелях с изображением стопок, пойдет речь. Всем нам привычные предметы в обиходе у людей находятся уже 20 веков, но долгое время они были деревянными. Название посуды произошло от слова «стопа», используемого на Руси для измерения количества вина – 1/20 или 1/50 ведра.

Языком орнамента художники фирмы на этих предметах рассказали сюжеты из русского былинного прошлого. Тяготение ко всему русскому отличало московских мастеров от петербургских. Рассматривая рисунки, на одном из листов видим надпись синим карандашом: «91%». Она свидетельствует о том, что чеканка на стопке должна быть изготовлена из серебра “91” пробы. Это так называемая золотниковая система пробирования, она основывается на золотнике (1/96 фунта). Из этого следует, что 91 проба содержит 91 часть серебра и 5 частей меди. В советское время на смену золотниковой пришла метрическая система (для понимания, чему равно серебро 91 пробы по метрической системе, необходимо это число разделить на 96 и полученный результат умножить на 1000). Таким образом, золотниковое клеймо 91 соответствует 947 современной.