Музею 100 лет

В музее-усадьбе «Архангельское» состоится открытие Амуровой комнаты

24 Мая 2018

В музее-усадьбе «Архангельское» состоится открытие Амуровой комнаты


В музее-усадьбе "Архангельское" готовится к открытию один из парадных залов Большого дворца - Амуровая комната. Это будет еще один шаг на пути к завершению многолетней реставрации усадьбы князя Юсупова. Репортаж Юлии Струковой.

Больше тринадцати объектов "Архангельского" сейчас в реставрации. На все работы уйдет порядка года. И к маю 2019 года она вновь примет вид "Русского Версаля" - таким, каким он был при князе Юсупове.

В лесах не только Большой дворец, но и усыпальница, храм Михаила Архангела, театр Гонзага. Многие из них десятилетиями были недоступны для посетителей. В 1985 году в "Архангельском" начали реставрацию, и она затянулась надолго. Экспозицию открывают постепенно. На этот раз Амуровую комнату Большого дворца.

"Амуровая комната… Там были сюжеты, написанные на темы любви Амура и Психеи. Центральное место в зале занимала скульптура Кановы "Психея", которая ныне хранится в Эрмитаже", - говорит заместитель директора музея-усадьбы "Архангельское" Людмила Гринева.

Для аристократа и эстета князя Николая Юсупова "Архангельское" было не только летней парадной резиденцией. Это еще и музей с великолепным собранием, он принимал там императоров. В 1816 году Юсупов ждал приезда Александра I. Тогда же обставляли Амуровую комнату. Ее доминанта - полотно современника Дуайена. 24-метровая картина до сих пор хранилась в усыпальнице отдельно от рамы. Чтобы совместить их, потребуется несколько дней.

Полотно в неплохом состоянии, только подклеили углы к дублировочному холсту с помощью утюга на пятиметровой высоте, говорит реставратор.

"Маленькую картину гладят маленьким утюгом, у нас ассортимент утюгов - от маленьких до сорокакилограммового. Но раз картина 25 м, то и утюг 4, 5 кг", - рассказал реставратор станковой масляной живописи I категории музея-усадьбы "Архангельское" Вячеслав Понкратов.

В Амуровую комнату вернутся 15 картин, скульптуры и золоченый резной гарнитур из 24 предметов. Он изготовлен в Санкт-Петербурге и перевезен в "Архангельское" в 1816-м. Обивка изнашивалась и часто менялась. В советское время гарнитур обили малиновой тканью. А в 80-х годах прошлого века в одном из стульев обнаружили кусочек ткани XIX века.

"Только на одном сохранилась обивка. И по его образцу были заказаны такни. Фабрика, которая делает старинные ткани. У них ручные ткацкие станки. И они красили натуральными красителями", - поделилась художник-реставратор Ирина Меркулова.

Дмитрий Синельников занимается реставрацией золоченой резьбы. Работа кропотливая, долгая и по строгим научным правилам. "Позолотой мебель в реставрации не покрывается. Она имитируется. Это имитация акварельными красками. Они будут цельными. Но в местах утрат, там, где сейчас грунт, будут акварельные тонировки. Если бы мы сделали золочение, это бы считалось новоделом. Но это нарушение реставрационной практики", - комментирует художник-реставратор Дмитрий Синельников.

Уже через две недели посетители смогут увидеть один из последних залов Большого дворца таким, каким его увидел Александр I. Только история предметов дворца стала богаче.