События

Итальянская драматургия в усадебной библиотеке князя Н.Б. Юсупова

Итальянская драматургия в усадебной библиотеке князя Н.Б. Юсупова

18.07.2018—12.08.2018

Парадный вестибюль Дворца

«Италия – вечный элемент духа,

вечное царство человеческого творчества»

Н. Бердяев

 

Н.Б. Юсупов (1751–1831) считается главным собирателем библиотеки в Архангельском, великолепной как по содержанию, так и по объёму: состоящая из 18-ти разделов, библиотека в былые, лучшие свои времена, содержала более 20 000 томов. Интересную часть театрального раздела представляет итальянская драматургия. Данная коллекция включает собрания сочинений, антологии, отдельные издания пьес, которые нередко заключены в единый переплёт. В ней представлены 650 драматических пьес более шестидесяти итальянских авторов. Большинство из них напечатано на итальянском языке в XVIII – начале XIX века.

Самым ранним в коллекции является сборник «Итальянский театр», вышедший в Вероне в 1723 году. Среди антологий имеется собрание сочинений в 8-ми томах «Итальянский античный театр», напечатанное в Лондоне в 1786–1788 годах. Сюда вошли избранные пьесы авторов XVI века: Джованни Триссино, Джованни Ручеллаи, Бернардо Биббиены, Лудовико Ариосто, Луиджи Аламанни, Лудовико Мартелли, Никколо Макиавелли, Лудовико Дольче и других. Великие писатели позднего Возрождения сумели установить новые законы в искусстве и обрели десятки, если не сотни, последователей.

Основоположником итальянской национальной комедии является Лудовико Ариосто (1474-1533), чья лучшая пьеса «Кассандрия» содержится в 1-м томе упоминаемой антологии. От Ариосто развитие комедии происходило по двум направлениям: развлекательному, к примеру, «Каландрия» (1513) Бернардо Биббиены и сатирическому, представителями которого были Пьетро Аретино и Никколо Макиавелли. Пьесы этих авторов имеются в описываемом собрании.

Одновременно с литературной комедией существовала и трагедия. Пьес этого жанра в собрании князя Юсупова ничуть не меньше по количеству, чем комедий. Трагедия предназначалась для очень ограниченных аристократических кругов, и, тем не менее, её часто публиковали. Пожалуй, первым, наиболее удачным образцом этого жанра, стала трагедия Джованни Триссино «Софонисба», написанная белым стихом и впервые изданная в 1515 году. В пьесах Джованни Ручеллаи, Луиджи Аламанни, Лудовико Дольче, написанных в духе «кровавых трагедий» Сенеки, совершались «чудовищные злодеяния и рекой текла кровь». Даже темой наиболее поэтического творения этого жанра – трагедии Торквато Тассо «Король Торрисмунд» (1586) – была кровосмесительная любовь брата и сестры, завершавшаяся двойным самоубийством. Пьеса также хранится в библиотеке.

Развитие итальянского театра XVIII века связано с именем Карло Гольдони (1707–1793). Отказавшись от масок, сценария и в целом от импровизации, драматург сумел создать театр характеров. Комедии Гольдони в библиотеке представлены сочинениями в 4-х томах и весьма внушительным собранием сочинений в 28-ти томах. Сохранились также произведения других итальянских комедиографов: сочинения в 7-ми томах Джованни Фаджиоли (1660–1742) и собрания сочинений в 10-ти и 2-х  томах Пьетро Кьяри (1711–1785).

Библиотека хранит 6 томов «Итальянского театра» Жерарди на французском языке, а также собрание сочинений в 6-ти томах «Новый итальянский театр» разных итальянских авторов, переведённых на французский язык.

Крупнейшим автором классицистической трагедии был Витторио Альфьери (1749–1803). Главное в его наследии – его 21 трагедия. Сам автор классифицировал их по тематическому признаку: «любовные», «трагедии свободы», «трагедии о борьбе за трон», «трагедии семейных чувств», «трагедии внутренней борьбы». Удивительно всеохватывающая проблематика! В собрании князя представлены практически все произведения автора.

Подлинный характер итальянской аристократической культуры XVIII века раскрывается в произведениях Пьетро Метастазио (1698–1782), сочинения которого имеются в 5-ти томах. В середине XVIII века довольно популярен был Апостоло Дзено, его «Драматическая поэзия» в 2-х томах и сегодня завораживает своим стихом любителей красивых рифм.

В начале XIX века в Италии родился новый стиль, который в ходе дальнейшего своего развития получил название романтического. Из представителей этого художественного направления в усадебном собрании находятся комедии Жерардо Росси в 4-х томах. Произведения Альберто Нота, Джованни Черардини и некоторых других авторов добавили мало оригинального в драматургии. По-видимому, они приобретались владельцем для общего ознакомления с выходящими в свет театральными новинками.

Итальянские драматурги писали пьесы не только для постановки на сцене. Часто они создавали свои произведения лишь для чтения. В усадебной библиотеке столь большое количество драматических произведений оказалось, вероятно, из тех же самых соображений - не с целью воплощения их «на театре», но с желанием прочесть и перечесть в будущем что-то понравившееся.

Н.И. Дозорова